Наталья Краснолуцкая
День открытых дверей в старшей логопедической группе «Слова — друзья и слова — неприятели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжить формирование понятий слова - друзья и слова - неприятели.
Задачи:
- Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи слова - друзья и слова - неприятели.
-Учить выбирать слова - друзья и слова - неприятели из текста.
- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Ход занятия
1. Психологический настрой
Публикация «День открытых дверей в старшей логопедической группе „Слова — друзья и слова — неприятели“» размещена в разделах
- Встаньте, ребята, в круг. Перед началом путешествия хочу вам пожелать творческого настроя,
- Прошу всех присесть за свои рабочие места.
2. Сообщение темы занятия.
- Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадывать загадки.
Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"
Послушайте стихотворение:
Гиппопотама бегемот
однажды повстречал:
- Вы кто? – спросил.
- Я бегемот, -
Гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
- Кто ж я тогда такой!
- А вы, - ему ответил тот, -
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: "Вы просто лжец!"
С гиппопотамом бегемот
рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там –
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам. (Б. Бобылева.)
Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей?
Был ли смысл им ссориться?
3. Основная часть
Сегодня мы и поговорим с вами о словах - друзьях и словах - неприятелях. Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Путешествие на остров "Слов - неприятелей".
- Кораблик отправляется и путешествие начинается. Вот мы причалили к острову "Слов - неприятелей". А сейчас попробуйте найти слова - неприятели в загадке
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой. В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит, Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять… (Ветер).
- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).
Динамическая пауза "Игра наоборот"
Учитель - логопед поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
Вперед - назад
Вниз - вверх
Назад - вперед
Присел - подпрыгнул
Подпрыгнул - присел
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
Мы много узнали о словах - друзьях, словах- неприятелях. А сейчас посмотрим, как они используются в сказках. Я буду читать вам маленькие отрывочки из сказок, а вы – называйте слова - неприятели
-Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
-Не мириться я пришел, - говорит Фролка, - драться!
- Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках использованы слова- неприятели?
Вставьте слова - неприятели в пословицы.
Тяжело в ученье - … в бою.
Сытый … не товарищ. Старый друг лучше … двух.
Не бойся врага, бойся … глупого.
Путешествие на остров "Слов - друзей".
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову "Слов - друзей".
А в следующих отрывках найдите слова - приятели.
Едут они степями, едут лугами.
А день такой жаркий, такой знойный.
Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Кто называет слово, тот получит билет, и продолжит путешествие
Алфавит (Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать)
Аккуратный (Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать)
Огонь (Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать)
Алый (Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный (Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя
Луна (Аккуратный Конь Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Лошадь Месяц Пес Красный)
Собака (Аккуратный Конь Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Лошадь Месяц Пес Красный)
Физкультминутка «Веселая разминка»
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
- Чтобы попасть домой вам нужно подобрать пару к вашей картинке.
4. Итог.