Ольга Номерчук
Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции нарушений речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Наши дети выросли и им скоро идти в школу. Каждый специалист, работающий с детьми знает, что неполная коррекция нарушений речи в дошкольном возрасте, неизбежно повлечет за собой стойкое нарушение письма и чтения. Поэтому очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью.
На начало учебного года в нашей группе логопедом была поведена диагностика, которая показала, что не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития:
Публикация «Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции нарушений речи дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- 3 детей со сложными нарушениями речи;
- 9 с нарушениями звукопроизношения;
- 6 с нечёткой речью;
- 4 чистоговоряших ребёнка.
В результате обследования Людмила Ивановна создала «Экран звукопроизношения» с различными условными, и это наглядно показывает проблемы.
Для успешной работы в этом направлении в группе создан речевой уголок. Дидактическое оснащение нашего уголка соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Тематические альбомы и игры:
o для обогащения словарного запаса,
o игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи,
o дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.
Предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные и т. д.
Различные виды театров.
Картотека чистоговорок, считалок, поговорок, пословиц, пальчиковых игр, мнемотаблицы.
Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики: «Разноцветные камушки», «Шнуровки», «Умные прищепки».
Отработанные Людмилой Ивановной на индивидуальных и фронтальных занятиях навыки, мы закрепляем не только во время занятий, но и в процессе всех режимных моментов.
В утренний отрезок времени проводим:
• -игры на закрепление поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.
• -игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. («Найди первый и последний звук», «Прохлопай или прошагай слово»)
• -развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) («Отгадай и назови», «Назови другим словом», «Я знаю пять…»)
• -развитие и совершенствование звуковой культуры речи («Посели в домик», «Поймай слово»)
• -развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, («Назови ласково», «Маленький – большой») согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже,
• -развитие связной речи.
• для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи.
На прогулке подвижные игры упражнения на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика развивают общую и тонкую моторику, индивидуальную работу по развитию речи.
Во второй половине дня для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей /«Назови игру»- магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает.
Для самостоятельной деятельности, детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики предлагаем собирать мозаику, пазлы, работать с конструктором и т. п.
Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя - это работа с родителями. Работу с родителями мы проводим в различных формах. Это оформление стендов для родителей, где содержится полезная для них информация, выставка литературы, проведение собраний (мы приглашаем логопеда, консультаций. У всех детей логопедом заведена тетрадь для индивидуальной работы.
Мы работаем с детьми в течении всего дня, имея возможность многократно повторять наработанный логопедом материал. Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя можно исправить дефекты, речи и подготовить ребенка к обучению в школе.