Неля Бесперстова
Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Учитель-логопед
Бесперстова Неля Михайловна
ГБДОУ детский сад №9
Московского района
Санкт-Петербурга
Слайд №2
Популярным развлечением для современных детей становится так называемая квест-игра.
Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через игру. В чем же секрет успеха такой формы организации образовательной деятельности?
Что такое квест?
Слайд №3.
Публикация «Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
Слово «квест» в переводе с английского обозначает - поиск приключений, игра. В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Изначально выстраивается сюжет, который направлен на достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя коллективные задания и находя подсказки.
Все это характеризует квест-игру как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельности.
Задачи
Детские квесты наряду с образовательными (усвоение новых знаний и закрепление имеющихся, воспитательными (формирование навыков взаимодействия со сверстниками, взаимопомощи, работы в команде) помогают реализовать и коррекционно-развивающие задачи :
• Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
• Совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи.
• Развитие фонематического анализа и синтеза.
• Развитие умения ориентироваться в пространстве.
• Совершенствование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.
• Создание положительного эмоционального настроя.
Данное направление выбрано в связи с тем, что дети с речевыми недостатками, как правило отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны неустойчивость и истощаемость психических процессов. Поэтому коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме.
Требования к проведению квеста
Слайд №4.
Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Квест-игры могут проводиться как группой, так и индивидуально; быть как краткосрочными – одно занятие, так и долгосрочными, проводиться как в помещении ДОУ, так и за его пределами (улица, парк, музей, территория ДОУ).
Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок, игры «Найди отличия», «Что лишнее?», пазлы, лабиринты, творческие задания, короткие музыкальные, танцевальные и театральные постановки (возможно, с участием родителей).
Выбор сюжета квеста может диктоваться запланированной ранее тематикой, а также решением конкретных коррекционных задач.
Слайд №5.
План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:
• Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера.
• Подготовка «продукта» для поиска (письмо, посылки, подсказки, схемы, карта и т. д.).
• Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, способы передвижения могут быть различными, в-третьих, с посещением малоизученных «уголков».
• При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
• Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку для продолжения пути.
• Подготовка реквизита для проведения очередного задания.
Принципы организации квестов
Слайд №6.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
• Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого).
• Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
• Ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка.
• В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети с тяжелыми нарушениями речи, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.
• Задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными.
• Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря.
• Все игры и задания должны быть безопасными.
• Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес.
• Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Слайд №7.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке!
Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
Слайд №8.
Использование квест-технологий рассмотрим на примере игры «В поисках Нового Года», которая была организована нами в старшей логопедической группе ГБДОУ детский сад №9. Эпизоды проведения данного мероприятия представлены на слайде.
На протяжении декабря дети выполняли задания домовенка Кузи. Вся текстовая информация исходила из писем и записок, а не от нас, что вносило в игру больше волшебства и сюрпризных моментов. Таким образом, дети не только закрепляли умения и навыки, но и готовились к Новому Году, с удовольствием выполняя указания домовенка. Игра закончилась праздником, в котором активное участие в качестве сказочных персонажей приняли родители.
Слайд №9.
Положительные стороны квест-технологий :
1. Во время проведения квест-игры, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
2. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия является совместная работа многих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя).
3. Педагоги уходят от классической формы проведения занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.
Выводы
Современные требования, предъявляемые педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО, и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Список литературы:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста // Линка-Пресс Москва, 2015, стр. 208.
2. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений, 2014, Вып №6 (09) – С. 138-140.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Использованные интернет-ресурсы :
https://solncesvet.ru/
https://podarikvest.ru/
https://infourok.ru/
Рис. 1 – Материалы для проведения квеста