Папки-передвижки

Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей

Ирина Королёва
Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Домашние задания

как форма взаимодействия логопеда с родителями

при коррекции речи детей

Королева И. А., учитель-логопед

МБДОУ 13 г. Нытва

Формирование у детей правильной, богатой и четкой речи – одна из важных задач в системе работы по обучению ребенка родному языку в саду и в семье. Очень важно устранить недостатки речи еще в дошкольном возрасте, когда речь наиболее гибка и податлива. Это невозможно осуществить без активного участия семьи. Совместная работа логопеда и родителей оказывают огромное влияние на формирование речи и в значительной мере предопределяют сроки и результат коррекционной работы. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать логопедическую помощь наиболее большему количеству детей, различными способами ускорив процесс коррекции. Это определило цель моей работы, а именно – повышение эффективности логопедического воздействия с родителями.

Публикация «Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей» размещена в разделах

Одной из форм сотрудничества с родителями является ведение тетради домашнего задания. Тетрадь служит «телефоном доверия» : родитель может написать в ней любую записку для логопеда, задать вопросы или выразить свои сомнения относительно качества выполненных заданий – это огромная помощь ребенку. Ребенок может проводить с родителями больше времени, осознавать, что они интересуются его успехом, а при неудачах всегда готов прийти на помощь. К сожалению, в литературе недостаточно методических материалов, которые помогли бы организовать совместную деятельность логопеда и родителей, были бы удобны в применении и не требовали особых затрат. В связи с этим возникла необходимость разработки пособия, которое помогло бы логопеду в организации коррекционной и привлечении родителей к сотрудничеству. Так был разработан и внедрен в практику комплект готовых домашних заданий. Используя его, логопед имеет возможность дать практические рекомендации родителям по формированию и закреплению различных речевых навыков. Применение данного комплекта в совместной работе с родителями поможет сократить сроки автоматизации звуков, повысить активность и компетентность родителей в педагогическом процессе, увеличить процент детей, охваченных коррекционной помощью и выпущенных с чистой речью.

В ходе разработки и выявлением целесообразности применения разработанного пособия были использованы методы изучения психолого – педагогической литературы, наблюдения, сравнительного анализа данных результативности коррекционной работы.

В комплекте домашних заданий предоставлен материал по автоматизации и дифференциации звуков, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнения на обогащение словарного запаса, совершенствования грамматической стороны речи, развитие связной речи, фонематического слуха, внимания, памяти логического мышления, подготов-

ки руки к письму. В своих разработках я руководствовалась принципом системности и последовательности обучения и за основу взяла традицион-

ную поэтапную методику формирования правильного произношения. Каждая часть пособия содержит от 10 до 40 заданий, что позволяет разнообразить работу с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, которые требуют длительной коррекции. Использование данного пособия помогает рационально распределить рабочее время логопеда и не требуют больших материальных затрат.

На первом семинаре-практикуме родителям разъяснялось, как лучше организовать домашние занятия : психологически подготовить ребенка к будущим занятиям, приготовить место для занятий. Родители были настроены на систематическую работу. Успехи ребенка оценивались и отмечались в домашней тетради символами – изображениями смайликов. В домашние задания включены упражнения на развитие мелкой моторики рук, имеющие игровое название и стихотворный текст, графических навыков («Повтори узор», «Продолжи дорожку»). Поскольку работа по данным направлениям должна вестись постоянно в течение всего периода обучения, эти упражнения включены в каждое домашнее задание на любой отрабатываемый звук. В качестве домашнего задания на первом этапе раздавались комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики. После постановки звука согласно методике и динамике коррекционной работы давались задания на закрепление звука в слогах, словах и предложениях. На уровне слогов новый звук мы сначала проговаривали, используя его в звукосочетаниях в разных позициях. В комплект заданий на уровне слова включено множество различных упражнений, в которых предлагается проговорить слова, повторить только те в которых слышится заданный звук, придумать слова с заданным звуком, разделить его на слоги, определить место звука в слове, составить схему слова, прочитать задуманное слово по первым звукам (игра «Составь слово», заменить звук (игра «Звуки поменялись местами», подобрать рифму (игра «Договори словечко», придумать начало или конец слова, составить слово из рассыпавшихся слогов (игра «Помоги словам встретиться») и т. д. работа по автоматизации звуков и развитию фонематического слуха проводилась одновременно.

С целью обогащения словарного запаса важно ребенка научить образовывать слова (игра «Назови ласково», «Один и много» и другие, активизировать глагольный словарь, подбирать синонимы и антонимы (игра «Похожие и разные слова»). С целью закрепления знаний по формированию грамматического строя предлагаются упражнения на спряжение выражений, согласование существительных с числительными (игра «Посчитай пред-меты», согласование слов в роде, числе и падеже (игра «Добавь слово»). На этапе автоматизации в предложениях включены различные виды работ на проговаривание предложений, составление предложений, дополнение предложений данными словами, изменение предложений по образцу, составление деформированных предложений. На этапе автоматизации в тексте использовались и предлагались различные потешки, чистоговорки, скороговорки, стихи. Развитию памяти и мышления способствуют игры «Запомни и повтори», «Четвертый – лишний», «Чем похожи и чем отличаются», отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, решение логических задач. С целью автоматизации в связной речи, включены небольшие по объёму рассказы на отрабатываемый звук для домашнего чтения и пересказа, задания составление описательных рассказов, рисование картинок к стихотворениям, рассказам, загадкам. На этапе дифференциации привлекалось внимание к различному положению губ и языка, различной воздушной струе, различному звучанию звуков. Упражнения на дифференциацию смешиваемых звуков также представлены в домашних заданиях.

Согласно данным опроса наибольший интерес у детей и родителей вызвали игры «Договори словечко», «Отгадай слово», «Слова - друзья», упражнения на рисование картинок к стихам, отгадывание загадок и кроссвордов.

Анализ проделанной работы показал эффективность использования данного пособия. Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались с родителями, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Комплект домашних заданий оценен логопедами – практиками города и родителями детей, посещающих занятия.

Список литературы:

1. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997.

2. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов М. : Просвещение, 1979.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М., 1985.

4. Селиверстов М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

М., 1989.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Публикации по теме:

Клубный час как форма взаимодействия с родителямиКлубный час как форма взаимодействия с родителями Родители нашей группы с огромным удовольствием приняли участие в новом проекте «Клубный час», целью которого является развитие у ребенка.

Домашние задания для работы с родителями Тема «Овощи» 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу,.

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Квест как форма организации взаимодействия с родителями в проектной деятельности Слайд 1. Квест как форма организации взаимодействия с родителями в проектной деятельности Сумарокова А. А. старший воспитатель ГБДОУ детский.

Методическая разработка «Домашние задания по лексическим темам для детей старшей логопедической группы». Тема : «Весна» 1. Назови весенние месяцы___ ___ 2. Назови приметы весны.

Домашние задания от логопеда и их выполнениеДомашние задания от логопеда и их выполнение Написали мне в тетради трудное задание,папа с мамою сказали:"Что за наказание!" Домашнее задание ребенком выполняется в индивидуальной тетради.

Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Домашние задания логопеда по лексической теме «Перелётные и зимующие птицы» Развитие лексики по теме: Перелетные и зимующие птицы Птицы в лесу сообщают друг другу что наступила осень. Трещит сорока: ч-ч-ч (воспроизвести);.

Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения.

Выставки детско-родительских работ как форма взаимодействия с родителями.Выставки детско-родительских работ как форма взаимодействия с родителями. Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время весьма актуальна. Ежегодно в нашей группе разрабатывается план совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 18:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Королёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД