Виктория Павленко
Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР зависит не только от слаженности в работе учителя – логопеда и воспитателей (проведение ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей). Но и от совместной работы логопеда с родителями, которая во многом определяет общий успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием. Поэтому логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия; оформляются специальные стенды, папки передвижки, еженедельные дни открытых дверей для родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй“» размещена в разделах
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.
Задания состоят из основных разделов:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
- задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
- лексико-грамматические задания (направленные на обогащение пассивного и активного словаря, упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов).
- задания по развитию связной речи (построение простых и сложных распространённых предложений, рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов).
- развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу, работа с трафаретами и шаблонами, вырезывание и вклеивание картинок, рисунки, аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов).
- закрепление навыков грамоты и чтения: чтение слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
Следовательно, родителям необходимо создать в семье благоприятные условия для проведения целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и коррекции его недостатков, так же для всесторонней подготовки к обучению в школе.
Итак, только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе.