Анастасия Алексеевна Гузеева
Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыкальной деятельности как средство развития детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание программы должно строиться с учетом принципа взаимодействия образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей
Публикация «Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыкальной деятельности как средство развития детского творчества» размещена в разделах
СЛАЙД 2 Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем, предполагает достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, через решение следующих задач:
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие музыкально-художественной деятельности
- приобщение к миру искусства;
- воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
- умение «творить» в изобразительной, музыкальной, речевой и творческой деятельности.
Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.
СЛАЙД 3 Осуществить это возможно при объединении изобразительной деятельности и музыкальной деятельности.
Взаимосвязь музыкальной деятельности и изобразительной деятельности в НОД способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
СЛАЙД 4 Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Всё это реализуется в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.
СЛАЙД 5 Рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии, довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Педагоги включают в тему рисования, аппликации или лепки дождь, снегопад, полет осенних листьев, осеннее дерево и пр. При создании этих образов подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушали эту музыку неоднократно беседовали со взрослыми по созданию этого произведения и только после этого рисовали. Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
СЛАЙД 6 Работа в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арт-терапия) на развитие эмоциональных качеств и состояние детей и сделать следующие выводы:
1. Рисование под музыку позволяет детям выносить вовне свои эмоции и чувства.
2. Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.
3. Арттерапия позволяет погашать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путём.
СЛАЙД 7 Особенности организации НОД
Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая в НОД тема (образ).
При подготовке к НОД большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).
СЛАЙД 8 Интегрированная НОД имеет отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность (слушание, наблюдение, рассматривание и т. д.) учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – НОД должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как “настроение”, с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Важной особенностью интегрированной НОД является смена динамических поз и видов детской деятельности, здоровьесберегающие технологии. Во время НОД предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием, динамические паузы, потешки.
СЛАЙД 9 Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, в педагогическом процессе необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
СЛАЙД 10 Интегрированная НОД способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основана на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.
В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост в уровне творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка. В продуктивной деятельности происходит совершение умения изображать предметы по памяти и с натуры, развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги, совершенствуется техника изображения, развитие свободы и одновременно точности движений руки под контролем зрения, их плавности, ритмичности и т. д. В дальнейшей работе с детьми мы планируем продолжать интегративный подход к организации педпроцесса, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.
СЛАЙД 11 Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, является мощным средством снятия эмоционального перенапряжения. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через основные факторы: физиологический и психологический, она позволяет повысить психологический комфорт и установить равновесие в деятельности нервной системы. Музыка проникает в подсознание и может вызвать многое из того, что там сокрыто. В педагогическом процессе музыка позволяет сопровождать детей на учебных занятиях, режимных моментах. Музыкальное сопровождение способствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создаёт необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребёнка. Музыка стала неотъемлемой частью занятий по художественно-изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одним из средств всестороннего развития ребёнка, в частности развитии различных познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, а также познавательных интересов, так как сама изобразительная деятельность – это специфически образное познание окружающей действительности.
П. И. Чайковский писал: “Там, где бессильны слова, во всеоружии своём является более красноречивый язык – музыка”.