Ольга Копягина
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО»
Работу выполнил:
Копягина Ольга Викторовна
воспитатель высшей категории
ГБДОУ № 34 Кировского района.
г. Санкт - Петербург.
Публикация «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет в ДОО» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время многие родители уделяют мало времени развитию мелкой моторики рук своих детей, которую важно начинать развивать с раннего возраста. Это приводит к отставанию малышей в умственном развитии. На снимке головного мозга видно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь её частью. Поэтому развитие мелкой моторики кистей, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.
Роль мелкой моторики в физиолого-психологических процессах головного мозга.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Занятия нетрадиционной изобразительной деятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышают интерес детей к учебным мероприятиям.
Мелкая моторика в жизни и деятельности выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные психологические процессы и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
У детей, поступающих в детский сад, страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. Основная задача занятий нетрадиционной изобразительной деятельностью состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложным заданиям.
Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинается работа с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т. п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Разнообразные условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, позволяет интенсивнее развивать детское художественное творчество и воображение.
Используются также разнообразный цвет и фактура бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, используются листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Виды нетрадиционных техник изобразительной деятельности, используемые в нашем детском саду.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”. С целью развития творческого воображения у детей в нашем детском саду была составлена система занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят стереотипности. Между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)». Поэтому важным будет использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения.
Аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань, - старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивает глазомер, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции.
Оригами - складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Торцевание - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка.
Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества. Этот вид аппликации очень прост в выполнении, и его может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Чтобы детям интересней было выполнять работу необходимо вместе с ними придумывать сюжет или выбирать любимого героя.
При рисовании пальцами рук можно использовать либо специальные пальчиковые краски, либо гуашь. Пусть ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционный альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно детям очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать.
Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно окунуть пальцы в разную краску и получить радужные рисунки.
Рисунок точками — ребенок окунает палец в краску и ставит его перпендикулярно к листу, изображая рисунки.
Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется.
Кляксография вызывает неописуемый восторг у детей. При помощи ложки на бумагу наносится краска, затем нужно взять трубочку и дуть на краску, не касаясь ее соломинкой. Можно на рисунок сверху наложить лист бумаги и сравнить отпечаток с оригиналом, затем можно пофантазировать на тему того, на что похожа клякса.
Рисование с помощью трафаретов — известный нам с детства вид изобразительной деятельности.
Набрызги — этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами.
Отпечатки листьев — необходимо набрать во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, покрасить их и перенести отпечатки на бумагу. Можно создать целую композицию из разных листьев.
Рисунок поролоном схож с печатью. Из поролона можно вырезать различные фигуры, закрепить их на палочке (на карандаше, проволоке и так далее, затем окунать в краску и отпечатывать на бумаге.
Рисование мелом — безобидный вид творчества, безопаснее, чем фломастерами. Мелками можно рисовать на улице и дома на специальной доске.
Рисование на мокрой бумаге может выручить, когда рисунок должен иметь расплывчатые очертания чего-либо, например, туман.
Список нетрадиционных видов изобразительной деятельности можно продолжать до бесконечности. Главное — полет фантазии, не стоит ограничиваться шаблонным рисованием кисточкой или карандашами.
К нетрадиционной технике можно также отнести и картины кусочками ткани — собирать обрезки в отдельный мешочек, потом разрезать ткань на мелкие части и клеить на бумагу.
Можно рисовать на ткани, пусть ребенок сам нарисует себе узор на майке. Очень важно ежедневно делать что-то, что требует сосредоточенной работы пальцами рук. Развитие мелкой моторики положительно скажется не только на речи ребенка, но и на координации движений.
Также можно рисовать смятой бумагой — смять лист бумаги в руках, затем окунуть в краску и отпечатать на листе.
Нетрадиционные техники всегда привлекают детский интерес, так как дети всегда стремятся к чему-то новому и необычному. Можно делать поделки из нетрадиционных материалов, например, подарить вторую жизнь предмету, которым вы не пользуетесь.
Ценность нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Художественная техника создания аппликаций и объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ведь с аппликацией ребёнок знакомится уже в раннем возрасте. К тому же конструируя из бумаги различные фигурки, ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения помещений детского сада, оформления выставок в уголке детского творчества.
Нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.
В связи с этим, можно сделать вывод, что использовать подобные задания педагогами и родителями не только возможно, но и необходимо. Задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, они так же полезны и для взрослых людей, так как не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.
В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изобразительной деятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. Главное – помнить, что на занятиях по художественному творчеству дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.