Елена Караганова
Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему : «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе»
Елена Караганова
От слаженности работы логопеда и воспитателя зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Конечно, взаимодействие логопеда происходит не только с воспитателем, но и с музыкальным, физкультурным руководителями, родителями. И все же львиная доля работы ложится на плечи воспитателя. Дети, которыми занимается и логопед, и воспитатель, находятся в комбинированной группе, то есть в группе, где дети с нормой находятся рядом с детьми с различными речевыми нарушениями. В основном, это дети с ФФНР и ОНР. Отдельно хочется рассказать о том, что же такое ФФНР и ОНР. ФФНР - это фонетико-фонематическое нарушение речи. Дети с ФФНР имеют прежде всего нарушения звукопроизношения, параллельно с которым имеется фонематические нарушения, то есть такие дети не различают на слух определенные звуки. Частично у таких детей имеются и лексико-грамматические нарушения.
Публикация «Сообщение „Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
ОНР – это общее нарушение речи. Дети с ОНР имеет отклонения на всех уровнях речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. То есть дети с ОНР, наиболее сложные в коррекционно-образовательном процессе. Конечно, речь является основой словесного мышления. Соответственно, если первичны речевые нарушения, далее следуют вторичные: отставание в развитии высших психических процессов : внимания, мышления, памяти, а особенно произвольности.
Из вышесказанного видно над, чем должны работать логопед и в связке с ним воспитатель.
Работа проводится по следующим направлениям:
• звукопроизношение;
• лексика;
• грамматика;
• связная речь;
• мышление;
• внимание;
• память;
• произвольность.
В начале года логопед определяет основные лексические темы, над которыми будет работать в течение года. Параллельно с логопедом над этими же темами работает и воспитатель. На каждую лексическую тему отводится 2 недели. По опыту работы,могу сказать, что не всегда этих 2-х недель хватает на изучение данной темы. И здесь влияет достаточно большое количество факторов: систематичное посещение ребенком детского сада, успешная подборка материала, выполнение домашнего задания, включенность родителей в образовательный процесс, различные мероприятия, как-то: утренники, праздники, экскурсии и т. д.
Перед началом новой лексической темы логопед предоставляет для воспитателя разнообразный лексический материал, с которым он будет работать в течение 2-х недель. В специальной тетради по взаимодействию воспитателя с логопедом представлены различные игровые приемы по данной теме.
Воспитатель осуществляет обучение по этой теме на протяжении всего дня в течение 2-х недель. Это занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Лексический материал воспитатель отрабатывает в ходе режимных моментов, на прогулке, на экскурсии и т. д.
Здесь я хочу отдельно остановиться на тех приемах, которыми может руководствоваться воспитатель в своей работе. Поскольку наши дети - это дети с ОВЗ, это дети с особыми потребностями в обучении, поэтому изучаемый материал должен быть предоставлен для этих детей в разных ракурсах, на уровне всех анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, двигательного)Соответственно, такими приемами будут:
• четкая, в спокойном темпе речь;
• рассматривание картинок, иллюстраций;
• ощупывание, обыгрывание предметов, игрушек;
• воспроизведение детьми в предметной деятельности изучаемого лексического материала;
• как итог, обыгрывание детьми результатов собственной деятельности: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, бумаги и т. д.
Один из авторов советует для наших детей такой вид деятельности – оригами – как наиболее эффективный. Он утверждает, что в работу вовлекаются оба полушария головного мозга. А для детей с ОНР это является важным фактором при обучении. Здесь результативно будет развиваться речь, мышление, внимание, память, произвольность поведения. Действительно, основная часть информации усваивается в процессе собственной предметной деятельности.
Кроме разнообразного речевого материала по лексической теме, логопед дает задания воспитателю по отработке звуков с подгруппами детей. Это касается автоматизации и дифференциации звуков. На индивидуальных занятиях логопед занимается постановкой звуков. А далее воспитатель подхватывает и продолжает работу по закреплению этих звуков в речи. Конечно, воспитатель индивидуально не сможет заниматься с отдельным ребенком, но зная особенности конкретного ребенка, но он сможет наблюдать его, корректно поправлять его речь и самому быть образцом для подражания.
Кроме всего прочего, воспитатель проводит каждодневную артикуляционную и пальчиковую гимнастики, различные упражнения на мелкую моторику. Все эти упражнения дает логопед соответственно с лексической темой.
Большая роль в обучении таких детей отводится упражнениям по кинезиологии, там где чувство движения помогает чувству речи, и упражениям по развитию чувства ритма. Особенно развитие чувства ритма способствует нормализации слоговой структуры слова.
И в конце 2-ой недели можно предложить проводить мини-праздник, как итог изучаемого материала. Конечно, в ходе праздника будет видна успешность усвоения данной темы.
Все, что воспитатель будет делать для детей с нарушениями речи, будет полезно и эффективно и для детей с нормой.
И все, что мы делаем для нашей детей, будет иметь результат только благодаря нашей общей налаженной работе всех специалистов детского сада совместно родителями. Ибо один специалист не в состоянии справится со всеми задачами обучения.
«Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»
Борис Кригер