Лена Успенская
Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. В. А. Сухомлинский
Дошкольные образовательные учреждения сегодня находиться в режиме развития, представляя собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об» размещена в разделах
Начинать данную работу необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основные направления, формы организации совместной работы с родителями (законными представителями) по освоению требований ФГОС ДО :
- изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т. п. ;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) : повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении;
- повышение правовой культуры родителей (законных представителей) : изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике;
- становление ценностей здорового образа жизни в семье : пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек
и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту;
- управление дошкольным образовательным учреждением, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы ДОУ; материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности воспитанников: массовые мероприятия с родителями (законными представителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей, участие в подготовке совместных проектов.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи :
- круглый стол (по любой теме);
- тематические выставки;
- анкетирование, диагностика, тесты, опрос (на любые темы);
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта, телефон доверия;
- семейные проекты «Моя семья и ее традиции»;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная;
- портфолио семейного успеха и др.
Условия организации работы с родителями (законными представителями) :
- эстетичное оформление материалов, предлагаемых для ознакомления родителям;
- регулярное обновление содержания информации;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть
действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями - это процесс общения разных
людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
- конфликты между родителями из-за детей;
- родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
- жалобы воспитателей на пассивность родителей;
- невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду поддерживает авторитет педагога, демонстрируя, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Таким образом, преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с
семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители при этом уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь дошкольное образовательное учреждение, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.