Антонина Орлова
Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по развитию пространственных представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности.
Планирование рабoты осуществляется по тематическому принципу изучения материала. При изучении всех лексических тем подбираются игры и упражнения, насыщенные заданиями на развитие пространственного восприятия и употребления предложных конструкций. Например, при изучении темы «Дом и его части» используют игры: «Дом для игрушек», «Кто где живёт?», «Рассели животных по этажам», «Что изменилось в комнате», «Кто внутри дома, а кто снаружи». Некоторые игры используют на логопедических занятиях в качестве физкультминутки, организационного момента, остальные на коррекционно-развивающих занятиях.
Публикация «Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по развитию пространственных представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Такой материал подбирается по каждой лексической теме. Например, при изучении темы «Человек и его части» на коррекционно-развивающих занятиях детей знакомят со схемой тела (ноги – внизу, спина – сзади). Большинству детей требуется не мало времени, чтобы научиться различать правую и левую сторону. Для закрепления схемы тела проводятся игры: «Покажи, что я назову?», «Продолжай». Детям задают следующие вопросы : Что находится у человека выше головы? Что находится ниже колена? Что находится сбоку, сзади?» В свободное время детям предлагают нарисовать, слепить, сконструировать человека, а в беседе повторить части его тела. В совместной деятельности с воспитателем знания детей в собственном теле отрабатывается в дидактических и музыкальных играх: «А где у вас?», «Ладошка», «Наши ножки».
Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле на прогулке детям предлагают находить расположение различных деталей своей одежды: «Положи пуговицу в правый карман, а брелок – в задний карман», «Закати правый рукав своей кофты». При каждом удобном случае на прогулке воспитатель употребляет слова, обозначающие направления пространства : «Сейчас мы идём прямо, теперь мы поворачиваем налево, а затем повернём направо».
На этапе логопедической гимнастики воспитатели при выполнении артикуляционных упражнений с детьми закрепляют понятия: вверх за верхние зубы, вниз – за нижние, влево язык – вправо.
Делая с детьми самомассаж ушей, пальцев рук, лица как воспитатель, так и учитель-логопед используют понятия : вниз, в стороны, вверх. Делая гимнастику для глаз дети прослеживают за полётом бабочки сверху вниз, справа налево.
Для реализации общей задачи используются кукольный, пальчиковый, настольный театры. Кукловождение позволяет закрепить последовательность расположения друг за другом героев сказки. Обозначение пространственных отношений между предметами решаются в свободных играх со строительным материалом на ковре в игрoвой группе. Дети располагают свои постройки, обозначая понятиями: низкий, широкий, далёкий.
Взаимосвязь с музыкальным рукoводителем, инструктором по физкультуре и ЛФК осуществляется в форме прoведения совещаний и консультаций, а также при совместном планировании коррекционно-педагогической работы. При проведении занятий специалисты употребляют в инструкциях к упражнениям наречия и предлоги с пространственным значением. Они используют произносительные акценты, движения «подсказки», зрительные ориентиры (определения сторон зала, понятий: далеко – близко, вверх – вниз). Например, поднимите руки вверх, где люстра, повернитесь направо, где ширма.
Примером взаимодействия с музыкальным руководителем является проведение логоритмики, где в комплексе общеразвивающих упражнений проводятся и на пространственное восприятие.
Для осуществления преемственности в работе с инструктором по физкультуре разработаны комплексы утренней гимнастики, разминки. Например, во время ходьбы в колонне дети останавливаются, делают два шага влево, хлопают в ладоши, топают правой ногой, продолжают ходьбу. Инструктор использует понятия: прямые ноги вперёд, высокое поднимание колена, прыжки в высоту и другие.
На этапе автоматизации звуков инструктор по физкультуре развивает пространственно - динамическую координацию детей в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даются логопедом на занятии.
Таким образом, развитие пространсвенных представлений в нашем саду осуществляется всеми специалистами в единой комплексной системе.