Евгения Алтынбаева
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе для детей с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию свой опыт работы по Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР ОНР. Опыт сформирован на базе МБДОУ «Детский сад №232 «Рябинушка» г. Барнаула
(слайд 1)
Мы работаем по комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н. В. Нищевой
В своей работе мы руководствуемся обще-дидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода (слайд 2)
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Планирование и организация работы учителя-логопеда и воспитателей группы детей с ОНР осуществляется в следующих направлениях: (Слайд 3)
- коррекция речи;
- коррекция всей неречевой симптоматики;
- решение образовательных задач;
Совместно коррекционно - логопедическая работа осуществляется следующим образом: (слайд 4)
1. Учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки.
2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки
Многие из коррекционных задач решаются учителем - логопедом и воспитателем совместно : (слайд 5)
развитие коммуникативной функции речи,
воспитание речевой активности,
обучение грамматически правильной речи и рассказыванию,
обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи
Совместная работа моя, как учителя-логопеда и воспитателей начинается с создания условий для коррекции речевого развития
• Создание предметно - развивающей среды в группе (слайд 6). Так как
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. Важную роль играет
Содержание коррекционного уголка: (слайд 7).
Сменный иллюстративный материал и пособия в соответствии с лексической темой. Дидактические игры по лексической теме. Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса. Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков. Схемы, модели и алгоритмы. Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
Так же одним из условий для коррекции речевого развития является
• Обеспечение стартового, промежуточного и итогового мониторинга Мы вместе с воспитателями осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на занятиях, в режимных моментах, для выявления структуры дефекта, особенностей поведения и личностных характеристик ребенка.
После мониторинга мы составляем
• совместные индивидуальные перспективные планы на каждого ребенка. (слайд 8,9)
В нашем детском саду разработаны перспективные планы на каждого воспитанника согласно протоколу ПМПК и результатам мониторинга
• Разработка индивидуального маршрута воспитанника зачисленного на
ППК
• Составление программ на детей-инвалидов.
• Составляем Совместное-тематическое планирование.
При организации и проведении коррекционной работы с детьми нами используется тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями. Логопедами нашего ДОУ разработана форма ведения тетради, которая удобна в использовании и эффективна в работе… Слайд 10
Коррекционные занятия воспитателя по заданию логопеда, включают в себя: Формирование общих речевых навыков, включающие артикуляционную гимнастику, формированию правильного физиологического и речевого дыхания, работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Слайд 11
Развитие общей и мелкой моторики. (Слайд 12-15)
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика.
Они используются воспитателями в моей группе в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Упражнения, закрепляющие лексико-грамматические категории, и навыки связной речи. (Слайд 16-17)
Формирование навыков языкового анализа и синтеза (Слайд 18)
Развитее зрительного и слухового внимания (Слайд 19)
вместе с воспитателями МЫ составляем примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы1
Я, планирую индивидуальную работу воспитателя с каждым ребенком с учетом недоразвития неречевых и речевых компонентов и трудностей их усвоения. (Слайд 20)
Дети группы прикреплены к одному из воспитателей. Воспитатель занимается индивидуально со своей подгруппой детей во вторую половину дня.
Работа проводится по индивидуальным тетрадям детей ежедневно после сна.
Все задания, которые я подбираю, знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Я осуществляю контроль и оказываю воспитателю необходимую помощь.
Лексическая тема, которую я отрабатываю на своих занятиях, находит продолжение в НОД воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий (Слайд 21)
Например во время проведения непосредственной образовательной продуктивной деятельности воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивыми полными предложениями и самим задавать вопросы. Расширяет и активизирует словарь по лексической теме.
Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. воспитатель следит за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые учителем-логопедом еще не скорректированы
Воспитатель формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время режимных моментов самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке в играх и развлечениях., он закрепляет полученные воспитанниками на логопедических занятиях знания способствует повторению этих знаний в разных ситуациях (слайд 22-23)
Основные формами организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей в нашей группе так же являются :
• Открытые итоговые занятия учителя-логопеда (слайд 24)
• Взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности. (слайд 25)
С целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
Я после просмотра НОД, организованной воспитателями даю необходимые рекомендации педагогу, затем мы обсуждаем результаты совместной работы с детьми.
• Совместная подготовка и проведение интегрированных занятий (слайд 26)
На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя
• Еженедельно я Консультирую воспитателей по проблемам речевого развития детей
Провожу индивидуальные практикумы с воспитателями. (слайд 27)
Еще один вид совместной деятельности -это подготовка и участие в семинарах (слайд 28,29)
А так же
• Консультации, педсоветы, мастер-классы для педагогов (слайд 30,31)
• Совместные мероприятия и консультативно - информационная работа с родителями: (слайд 32)
- родительские собрания
- ведение информационных стендов
- ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов.
• Еще одной формой взаимодействия учителя логопеда и воспитателей является = Совместная подготовка к детским праздникам их проведение. (слайд 33,34)
(Я помогаю музыкальному руководителю подобрать речевой материал на праздник с учетом уровня речевого развития детей группы и затем распределяю этот речевой материал между детьми. Воспитатели учат с детьми стихи, тексты песен сценок, следят за звукопроизношением, интонацией.