Наталья Мальцева
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
Проблема
Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ.
Цель проекта
Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не только логопеда, воспитателей, но и музыкального руководителя, специалиста по физической культуре.
Задачи проекта:
•способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей;
•преодолевать имеющиеся у детей дефекты через тесное сотрудничество педагогов;
Публикация «Проект „Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ“» размещена в разделах
•применять единые требования в коррекционно – развивающей работе всеми педагогами ДОУ;
•обеспечить комплексность работы установлением связей между разными сферами деятельности ребенка;
•разработать планы коррекционно – развивающей работы педагогами ДОУ.
•Разработать план работы с родителями.
Гипотеза
Эффективность коррекционно-развивающей работы логопункта повысится, если организовать коррекционную работу по всем направлениям деятельности ребёнка специалистами детского сада.
Обоснование актуальности проекта. Специалисты ДОУ должны учитывать в своей работе структуру нарушений, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять знания, умения, навыки, приобретённые на занятиях.
Новизна:
•Особые условия коррекционно-педагогического проекта;
•Вовлечение всех педагогов в реализацию данного проекта.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ общеразвивающего вида и объединения усилий в данном направлении, в нашем ДОУ выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности посредством:
- создания команды сотрудничества, куда входят: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра;
- повышения профессионального уровня всех специалистов;
-организации в группах коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Учебное расписание общеобразовательного ДОУ не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно, с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.
Решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Проводимая воспитателем детского сада грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. После ежегодного комплексного логопедического обследования детей, знакомлю воспитателей с его результатами, а затем размещаю их в «Экранах звукопроизношения», для ознакомления родителей.
Важное внимание уделяется профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы - создание педагогами такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью во всех группах у созданы коррекционные уголки с разнообразным материалом. Здесь имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, конструктор для выкладывания узоров, трафареты, мозаики и т. п. В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку на занятиях.
Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте общеразвивающего ДОУ, помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи. Обсуждение путей решения коррекционно-речевых задач с инструктором по физической культуре, привело к использованию им на занятиях пальчиковой гимнастики.
Музыкальные руководители также используют в различных частях своих занятий:в распевках слоговые цепочки, развивающие фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед разъясняет родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркивая полезность разумных требований к ребенку и необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
По желанию родителей провожу индивидуальное обследование детей с четырёх лет для определения речевого развития ребёнка и своевременного выявления детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям по закреплению навыков звукопроизношения. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, становятся основой взаимодействия.
Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.
Список использованной литературы.
1. Арефьева З. А., Подобед С. О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2003.
3. ПоваляеваМ. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.