ЕЛЕНА КОСЕНОК
Взаимодействие учителя — дефектолога-тифлопедагога и инструктора по физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя – дефектолога (тифлопедагога) и инструктора по физкультуре на занятиях для детей с нарушением зрения в ДОУ
Ребенок - это первое лицо, которое проявляет физиологическую потребность в движении. На физкультурном занятии с педагогом ребенок может научиться спортивным, подвижным играм и овладеть необходимыми навыками, которые помогут осознанно реализовать свою потребность в движении.
Публикация «Взаимодействие учителя — дефектолога-тифлопедагога и инструктора по физкультуре» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Для формирования основ здорового образа жизни инструктор по физкультуре должен развивать потребность детского организма в ежедневном двигательном тренинге, учитывая его индивидуальные особенности. А для детей с нарушениями зрения необходимость в движении, по сравнению с нормально видящими, возрастает в несколько раз! Движение для них – это лекарство, которое помогает развитию и становлению всех жизненно важных систем организма.
Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
• меньшая подвижность,
• нечеткость координации движений,
• снижение темпа выполнения движений,
• уменьшение ловкости,
• нарушение ритмичности,
• появление неточности движений,
• трудности при ориентировке в пространстве,
• трудности при выполнении движений на равновесие,
• трудности в координированности «глаз – рука»
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. Важно учитывать то, что ребенок плохо управляет своим телом, что выражается в неумении вовремя напрячь и расслабить мышцы. Зачастую получается так, что дети выполняют упражнения правильно, по техническим признакам, но чересчур перенапрягая мышцы, что не дает им получить удовольствие от упражнении.
Одной из основных особенностей на занятиях с детьми с нарушениями зрения является отсутствие показа в том виде, в каком он применяется при работе со зрячими. Все задания проводятся по точному и четкому разъяснению взрослого.
Показ может быть различным. Педагог должен применять действенный показ, который вызывал бы двигательный образ у занимающихся детей.
Для этого у взрослого есть возможности:
• Показать упражнения самому, демонстрируя звуковую часть.
• Показать самому, чтобы ребенок с помощью осязания понял
предлагаемое действие.
• Показать на детях.
• Показать на руках пальцах воспитанника.
Учитывая особенности детей с нарушениями зрения и используя возможности, в которых дети будут успешны, можно добиться гармоничного физического воспитания, что даст правильное физическое развитие организма ребенка.
Доступные средства физической культуры, как ни один другой вид деятельности, приобщает детей к здоровому образу жизни, что на сегодняшний день является чрезвычайно актуально. Физическая культура дает возможность развитию и совершенствованию не только двигательной активности, но и социальной. Психологи, работающие с детьми с нарушением зрения, отмечают, что физическая активность, хорошая физическая подготовленность повышают познавательную деятельность детей, способствуют развитию коммуникативной деятельности, повышают самооценку ребенка, его саморегуляцию, способствуют развитию мыслительных процессов, а также социальной адаптации в обществе нормально видящих сверстников.
Бросание в цель в значительной степени зависит от характера зрения, так как, прежде всего, ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние, соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину, отчего довольно часто результат является отрицательным. В отличие от них, нормально видящие дети примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча, могут проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился», «дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с монокулярным зрением чаще всего не наблюдается, а интерес к результату падает.
Еще большие и своеобразные трудности можно обнаружить у детей с монокулярным зрением при фиксации движущихся объектов. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии обуславливает процесс прослеживания и фиксации объектов. В условиях, когда объект восприятия, перемещаясь в пространстве, приближается или удаляется от наблюдателя, прослеживание осуществляется путем конвергенции и дивергенции зрительных осей. Это возможно только при нормальном зрении. В условиях же монокулярного зрения такие акты отсутствуют, действует один глаз, у которого возможность определения точного местоположения осложнена из-за отсутствия оценки удаленности, протяженности, объемности пространства. Чтобы убедиться в этом, можно проследить действия детей при ловле мяча, заметить, как дети следят за его полетом, насколько точно действуют.
Действия детей с монокулярным зрением ограничены и неточны. Руки они чаще всего держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало, часто мяч их застает врасплох, дети не успевают отреагировать на его приближение. Их действия при анализе скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, плохо фиксируются. Поэтому ошибок может быть особенно много. Положительным результат может быть только тогда, когда мяч направляется точно в руки ребенка, тогда он может его успешно поймать. Если же мяч уходит несколько вбок, дети не могут протягивать руки в его сторону. При этом с той стороны, где глаз не видит, они вообще не могут фиксировать его полета. Для таких детей характерна поза, в которой они несколько разворачивают лицо в сторону, чтобы ведущим глазом зафиксировать прямо летящий на них мяч. Упражнения, подобно ловле, бросанию, метанию в цель при монокулярном зрении для детей сложны.
Так, игры в кегли, прокатывание мяча в ворота, и другие, дети любят, но бросают палки наугад, прицеливания нет, а после того, как бросят, скорее, бегут смотреть результат, так как со стартовой площадки они его не видят.
Итак, какая роль учителя - дефектолога (тифлопедагога) на занятиях по физической культуре: тифлопедагог оказывает помощь детям, которые в ней нуждаются. Инструктор использует на занятиях пособия и атрибуты для создания условий усвоения детьми двигательных умений и навыков. В этом ему помогает учитель - дефектолог (тифлопедагог, который может акцентировать внимание на предмете или движении ребёнка в соответствии с его зрительной нагрузкой, выделить определенное место для лучшего восприятия какого-либо действия во время занятия или до проведения занятия.
Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т. д. Формирование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) у них осложнено, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движениях.
Эффект работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства.
Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т. д.
В процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого учителю - дефектологу (тифлопедагогу, инструктору и воспитателю надо знать функциональные возможности детей, учитывать данные обследования уровня физического развития и оказывать помощь в преодолении затруднений в выполнении движений. Тифлопедагог владеет информацией об этапах лечения детей и делится этой информацией с инструктором перед занятием.
Основной формой физического воспитания является физкультурное занятие. Педагоги совместно достигают решения поставленных целей на занятии. Критерием сформированности двигательных умений и навыков, качества их выполнения должна быть практическая самостоятельная деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных играх, вечерах досуга, спортивных праздниках и пр.