Виктория Ломакина
Взаимодействие с родителями моих воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.
Т. Харрис
Успешное осуществление воспитательно-образовательного процесса в детском саду невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка. Однако, папы и мамы, за многие годы официально осуществляемой политики превращения воспитания из семейного в общественное, уже отвыкли от ведущей роли в этом направлении, благополучно переложив её на воспитателей. Так как же повернуть этот процесс вспять? Как довести до понимания родителей, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и родители не должны устраняться от воспитания и образования своих детей.
Публикация «Взаимодействие с родителями моих воспитанников» размещена в разделах
В нашем детском саду и для меня лично одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги. Мне важно заручиться пониманием со стороны родителей в решении любых проблем (от материальных до хозяйственных, установить доброжелательные отношения и деловое сотрудничество, так как от этого в самом большом выигрыше будут дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Некоторые считают, что для этого достаточно с родителями попить чаю, провести игры. Но в этом случае педагогическое содержание «уходит». Я считаю, что необходимо сочетать разные формы работы, как можно активнее «внедрять» родителей в жизнь группы. Сегодня я точно могу сказать, что родители моих детей являются партнерами и активно участвуют не только в воспитательном, но и образовательном процессе.
А начиналось все с традиционных в нашем детском саду конкурсов детско-родительского творчества. Здесь сразу проявились те родители, которые стали первыми «кирпичиками» в выстраивании наших отношений: активные, инициативные, ответственные, неравнодушные и т. д. Завоеванные грамоты и благодарности вывешивались в приемной, где каждый родитель мог их увидеть. Это и стимулировало других родителей в активности и определила тот костяк, на который я могла всегда рассчитывать.
Но заинтересованность родителей в делах группы необходимо поддерживать…Поэтому даже традиционные формы работы с родителями у нас приобрели несколько другой вид. На родительских собраниях мои родители не просто слушатели, а активные участники. Подготовка к собранию ведется вместе с родителями, которые в данном вопросе добились каких-то результатов. Например, собрание о здоровье ребенка. Здесь папа поделился опытом физического развития своей дочери и даже показал мастер-класс по тренировке.
Мамы провели мастер-класс по изготовлению игры, способствующей развитию координации у детей и вместе научились простым играм на развитие правильного дыхания.
Таким образом, родители получили теоретические знания, подкрепили их практикой и вполне могут использовать полученные знания дома. И, я знаю, что многие использовали. Родительские собрания у нас всегда имеют продолжение. В конце учебного года провели собрание «Воспитание маленького исследователя», где рассказали для чего и как развивать исследовательскую активность ребенка дома.
Родители заинтересовались и более 50% продолжили данную работу дома. А сколько впечатлений было у детей! Они, приходя в группу, с восторгом рассказывали о том, какие опыты проводили с мамами и папами, что получилось. И даже те родители, которые изначально не собирались этим заниматься, были вынуждены включиться в данную работу, так как оставаться безучастными стало уже невозможным.
Одно из правил нашей группы – открытость информации. Родители всегда знают и о том, чем мы занимаемся сейчас и о планах на будущее. И это тоже дает свои результаты. В том учебном году мы с ребятами ставили экологический спектакль. Родители нам помогали с костюмами, декорациями, вместе работали над текстом, а затем – родители включились в сам процесс. Ребята, несмотря на то, что это была только средняя группа, были великолепными актерами, а родители оживили декорации : их перемещения (они были деревьями) помогли задействовать все пространство «сцены», обеспечить динамичность, создать эффект движения по лесу, что усилило детские впечатления от представления.
Летом мы работали над проектом «Путешествие в мир муравья». И здесь родители были активны. Вначале они, вместе с детьми показали сказку «Путешествие муравья», где исполняли роли зайчихи, медведя.
А затем оказали огромную помощь при проведении квест-игры: на точках маршрута нас ждали наши родители, они и давали детям задания, проверяли качество выполнения и направляли ребят дальше.
Игра не только закрепила все знания детей о муравье, полученные летом, но и имела огромное значение в обогащении воспитательных умений родителей, в создании системы согласованности воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Большое участие родители принимают и вопросах создания предметно-развивающей среды: вместе мы обустроили участок, значительно расширив его возможности для физического, интеллектуального и коммуникативного развития детей; сделали ремонт в группе.
Конечно, всегда есть более инициативные родители, но, проработав со своими родителями 2 года, я сегодня уверена в том, что 80 % моих родителей всегда готовы откликнуться, поучаствовать, поддержать любую мою инициативу и даже предложить что-то свое. Воспитание детей стало действительно общим делом, родители полноправные участники всех дел группы.