Анастасия Князева
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов с детьми, как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
Быть настоящим педагогом — это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития.
Уважение к личности ребенка отражает целостное отношение взрослого к ребенку и проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога. Взрослые признают за ребенком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и избегая принуждения. В повседневном общении они обращаются к каждому малышу по имени, ласково, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам; поддерживают стремление детей к самостоятельности в играх, занятиях, при выполнении режимных процедур; не прибегают к физическому наказанию или другим дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает малышей к эмоциональным контактам со взрослыми. Они предпочитают вступать в такие контакты преимущественно с близкими взрослыми, часто опасаются посторонних людей, поэтому установление доверительных отношений является специальной задачей педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Взрослые должны стремиться к установлению эмоциональных контактов с каждым ребенком. Поглаживания, объятия или похлопывание по плечу могут стать частью ритуала в ясельной группе при приеме детей, а также в течение дня. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрослого. Один выражает эту потребность сам, подойдя и прижавшись к взрослому, другой стесняется обратиться за лаской, но охотно принимает ее, когда взрослый обнимает его или берет на руки. При установлении эмоциональных контактов необходимо учитывать индивидуальные особенности малышей. Некоторые дети избегают физического контакта даже с близкими. В этом случае следует найти другой способ установления доверительных отношений.
Взрослые всегда должны откликаться на инициативу ребенка, его стремление получить поддержку, ласку. Особенно часто ребенок прибегает к этому, когда испытывает дискомфорт. Причины детских огорчений могут лежать в самых разных областях: физическое недомогание, конфликт в семье, ссора со сверстниками, неумение что-то сделать. Задача взрослого — постараться понять чувства ребенка, помочь ему самому понять их и облегчить.
Несмотря на то, что эмоциональные контакты имеют большое значение в жизни детей, взаимодействие между ними и взрослыми не ограничивается проявлениями внимания и ласки. Взрослые принимают участие в играх и занятиях детей как равноправные партнеры. Это означает, что воспитатель не занимает позицию «над ребенком», диктуя, что он должен делать, а выбирает позицию «глаза на одном уровне», например, садится на маленький стульчик или на ковер рядом с ним, и вместе они собирают пирамидку, рисуют, играют. Голос взрослого не должен доминировать, подавляя естественный шум в группе. Дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства.
Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.
Взаимодействие можно представить как постоянное, систематическое осуществление действий, имеющих цель вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между людьми или группами, выделяют четыре основных вида взаимодействия :
- физическое;
- вербальное, или словесное;
- невербальное (мимика, жесты);
- мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.
Сорокин П. А. выделил два обязательных условия взаимодействия : участники взаимодействия должны понимать, что чувствует другой человек через его действия, мимику, жесты, интонацию голоса. И должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли.
Специально организованное взаимодействие воспитателя и детей является педагогическим процессом. Обучение, воспитание, развитие каждого ребенка происходит во время организованного взаимодействия. Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые выступают в роли наставников. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда решаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, обучение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).
Взрослые должны быть внимательными к ребенку не только тогда, когда тот обращается за поддержкой, но и тогда, когда, на первый взгляд, она ему не нужна. Например, если он занят каким-то делом (играет, рисует, пытается надеть ботинок, взрослый, проходя мимо, дает понять, что заметил его старания, одобряет его действия. В ответ на похвалу ребенок может и промолчать, но можно быть уверенным, что она небесполезна. Часто после одобрения малыш с удвоенной энергией продолжает начатое дело или игру.
Поддержка взрослого должна выражаться не только в том, что он сопереживает ребенку, ласкает, хвалит. Она необходима и тогда, когда требуется коррекция его действий и поступков. Замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, включать позитивное содержание. Например: «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно сказать: «так гораздо лучше» или «вот как хорошо выходит».