Логачева Дарья Павловна
Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОО
Логачева Дарья Павловна
Педагог - психолог, МБДОУ детский сад №6
МО Усть - Лабинский район
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО
Работа педагога-психолога с родителями в первую очередь связана с созданием единой образовательной среды для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка. Индивидуальность ребенка складывается в семье, из этого следует, что психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. В детстве закладывается фундамент человеческой личности и его судьбы. [3]
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОО» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между родителями и детским садом строится, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. [5]
Эксперты считают, что родители, воспитывающие детей, стали больше нуждаются в помощи профессионалов. Консультации нужны не только родителям детей из группы риска. Они также необходимы для успешных семей. По мнению ученых, в наше время, все чаще наряду с детьми, с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые. Дошкольники часто имеют самые разнообразные варианты различной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенную уязвимость, чрезмерное движение чувства стыда, замкнутость и т. д. Многие родители хотят научиться лучше понимать своих детей. Для этого не обязательно давать родителям знания, но необходимо ознакомить их с основными подходами, я покажу им, как повысить самооценку ребенка, ее возможности для личностного роста, научить его чувствовать себя лучше, открыто и честно в отношениях между взрослым и ребенком.
Родители осознают важность своего влияния на потребности личности ребенка, учатся способствовать его гармоничному развитию, активно сотрудничают с образовательным учреждением. Психологи, дети и родители могут научиться, лучше понимать друг друга, и помочь друг другу почувствовать себя сильнее и лучше. [1]
Очень жаль, что родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. Потому что взаимодействие детского сада и семьи составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду т. е образовательное пространство. Детский сад и семья передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В системе взаимодействия педагогов-психологов и родителей наблюдается ряд проблем, которые снижают уровень образовательной деятельности.
В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Согласно, Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия системы образования и различных ее представителей, в том числе и с семьей как социальном институтом.
В этих условиях взаимодействие педагога-психолога с семьей организовано так, чтобы это направление было востребовано со стороны родителей. Следует иметь в виду, что лекционные формы работы, стали, неэффективными. Нужно учитывать потребности и жизненный опыт родителей, также в работе необходимы все способы и формы взаимодействия с семьей, которые доступны психологу. Работа с родителями - это одна из главных причин, по которой нужна психологическая служба, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья детей. В то же время усилия психолога и родителей в процессе воспитания детей, это непросто в организационном, психолого - педагогическом плане. Основополагающими условиями ее решения является создание особой формы общения между родителями и психологом, которую можно обозначить как лояльный контакт. [1]
Психологическое просвещение и профилактика осуществляются с использованием педагогом-психологом групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.
Теперь я хочу немного рассказать о каждом из них, которые наиболее распространены.
1. Это совместное мероприятие педагога-психолога, педагогов и родителей : родительские собрания, которые включают выступления педагога-психолога; групповые беседы, лекции и дискуссии педагога-психолога; интеллектуальные игры, упражнения, занятия с элементами тренинга; дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций; психологические разминки; родительские конференции; семинары.
2. Каждая из форм работы предназначена для индивидуальной работы с родителями или другими членами семьи учащихся. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы. С помощью индивидуальных форм, можно выявить наиболее распространенные причины, по которым родители обращаются к психологу - это могут быть проблемы адаптации ребенка до определенных условий; проблемы с поведением и детские страхи; проблемы в развитии когнитивных процессов, внутрисемейные конфликты; воспитание ребенка в неполной семье; языковые нарушения у ребенка; консультации по психодиагностике, проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
3. Визуальные и информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль косвенного общения психолога и родителя : информационный стенд психолога; страница на сайте учреждения; литература; буклеты.
4. Также стали пользоваться спросом онлайн консультации. Такой вид работы можно использовать как индивидуальной формой так и групповой.
В своей работе я в основном использую индивидуальную форму работы. От правильности выбора методов зависит успешность работы психолога. К ним можно отнести установление доверительных отношений, правильность рекомендации по развитию и воспитанию ребенка.
Так же очень часто родителям стали интересны онлайн консультации. Такой вид экономит время и можно подключиться в любом месте, где находишься.
Чтоб разнообразить свои консультации, я использую QR код. Родители подходят к стенду с консультациями и через мобильный телефон считывают этот код с информацией и могут этой консультацией воспользоваться вне стен детского сада. Этот способ экономит и бережет время, как родителей, так и педагогов.
Взаимодействие дошкольных учреждений и семей с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает порядок создания оптимальных условий, как для удовлетворения потребностей личности ребенка, так и для его ближайшего окружения. В работе соблюдаются нормы взаимодействия : взаимное уважение, открытость к общению, доверие и т. д. [2]
Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:
- не начинайте разговор с родителями, указывая на негативные аспекты поведения их ребенка;
- сначала обратите внимание на положительные моменты в жизни;
- внимательно и терпеливо выслушивайте комментарии, жалобы родителей, их сомнения, возражения;
-если есть необходимость, тактично указывать родителям на ошибки, которые они совершают;
- внушить родителям веру в своего ребенка;
- щадить родительскую самооценку;
-не принижайте авторитет родителей, каким бы малым ни был их опыт в воспитании детей.
Библиографический список:
1. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России,2003
2. Зверева О. Л. Работа детского сада с молодой семьей. М. ,1990
3. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании. М., 1988. 52
5. Солодякина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие 2006