Светлана Юрьевна Шашина
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в музыкально-художественном воспитании детей
▼ Скачать
Одна из главных задач музыкального руководителя – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить основные направления:
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в музыкально-художественном воспитании детей» размещена в разделах
• формирование основ музыкальной культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей, осуществление диагностики уровня музыкального развития детей;
• подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию;
• проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми;
• подготовка и проведение праздников и развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок-драматизаций и т. д.)
• участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д. ;
• сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий по физической культуре.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ включает:
• ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
• разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
• обсуждение сценариев праздников и развлечений;
• участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
• участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
• оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
• участие в педагогических советах ДОУ.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
• индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ; работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;
• практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара;
• проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
В нашем ДОУ я руковожу работой воспитателей в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. На консультациях знакомлю воспитателей каждой возрастной группы с планом работы по музыкально-художественному развитию детей, разучиваю детские музыкальные произведения, обращаю внимание педагогов на умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок; мы обсуждаем проведённые мероприятия, подбираем музыкальный материал для использования в других образовательных областях, в разных видах деятельности детей, планируем развитие интегративных качеств детей.
На групповых занятиях систематически обучаю воспитателей, совершенствую их навыки в области пения, музыкально-ритмических движений и т. д., разучиваю с воспитателями музыкальные произведения для сольного и коллективного пения на праздниках, развлечениях, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитателя.
Работу с каждым педагогом осуществляю, учитывая индивидуальные особенности (общая музыкальная подготовка, опыт работы, образование) каждого воспитателя.
Так, воспитатели, имеющие небольшой опыт работы с детьми, наблюдают за совместной педагогической деятельностью музыкального руководителя и опытных воспитателей с последующим обсуждением и анализом увиденного.
Как музыкальный руководитель, я участвую в педагогических советах, обсуждая и планируя совместную деятельность всех педагогов ДОУ. На итоговом педсовете знакомлю коллег с результатами мониторинга детского развития в образовательной области «Музыка».
Профессиональное взаимодействие — это сложная система связей, формирующая группу единомышленников вокруг общих целей. Средства и методы достижения целей развиваются вместе с тем, как растет профессионализм и опыт коллектива.