Халилова Севиль Эскендеровна
Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт. От того, какой будет совместная работа родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребёнка.
В настоящее время тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна. Привлечение семьи к жизни детского сада, группы, а также к правильному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта и внимания. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.
Темочки:
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей. Мало того, преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников [1].
Одной из важнейших форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей является – педагогическое просвещение. Для реализации содержания этой работы в детском саду используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия : вечера вопросов и ответов, «круглый стол», деловые игры, родительские собрания (общие и групповые, устные журналы, беседы, выполнение индивидуальных поручений.
Необходимо помнить, что в основе взаимодействия семьи и педагогов ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляется через разные формы работы:
- информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;
- наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, информационные листы;
- познавательные: родительские собрания, рекомендации, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды;
- досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты [3].
Также родители могут привлекаться к созданию и оформлению музыкальной предметно-пространственной образовательной среды. Большую роль в построении партнёрских взаимоотношений играет совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций. Родители совместно с музыкальным руководителем изготавливают декорации и костюмы, помогают выучить слова постановки. Итогом является показ детьми драматизации на родительском собрании. Многие родители, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как артисты, оформители, костюмеры, а также лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.
Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы, как:
- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов, совместных театрализованных представлений, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей;
- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;
- привлечение родителей к участию детей в городских мероприятиях;
- выступления на родительских собраниях;
- организация совместных детско-родительских проектов;
- совместное посещение концертов;
- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада [2].
В результате такой работы родители знакомятся с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Совместные мероприятия позволяют укрепить детско-родительские взаимоотношения, сблизить родителей со своими детьми. При этом устанавливается тесный контакт между родителями и детьми. Такие мероприятия повышают детскую самооценку, формируют самостоятельность и развивают творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога
Использование разнообразных форм работы даёт возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.