Настя Малышева (Уколова)
Взаимодействие логопеда с семьями, воспитывающими ребёнка с нарушениями речи, в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие логопеда с семьями, воспитывающими ребёнка с нарушениями речи, в условиях детского сада
Официально признано, что родители являются первыми педагогами детей. К сожалению, свои функции воспитания многие родители перекладывают на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и учителей-логопедов. Данный факт служит причиной необходимости более тесного взаимодействия специалистов дошкольных общеобразовательных учреждений с родителями.
Публикация «Взаимодействие логопеда с семьями, воспитывающими ребёнка с нарушениями речи, в условиях детского сада» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Создание единого пространства речевого развития ребенка будет невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей осуществляются независимо друг от друга, и обе стороны останутся некомпетентны в своих планах и намерениях. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой отмечено, что ДОУ и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи» [5, с. 38].
Одним из главных направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда дошкольного учреждения является работа с родителями. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность [4, с. 66].
Взаимодействие учителя– логопеда с родителями – очень важный и достаточно сложный процесс. Родителям следует оказывать посильную помощь своему ребёнку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда. Необходимо донести до родителей важность проведения со своим ребёнком специальных игровых упражнений, способствующих предупреждению и устранению нарушений звукопроизношения [1, с. 112].
Выделяются следующие пути организации диалога учителя–логопеда и семьи.
В первую очередь необходимо установить психологический контакт. Для успешного взаимодействия нужно расположить к себе родителей и получить их доверие. Только когда родители убеждаются в компетентности учителя- логопеда в том, что он готов всё сделать для их ребенка, с ним будут эффективно сотрудничать. Логопеду следует чётко передать общие проблемы детей группы, не переходя при этом на личность. Предложить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных. Родители сразу должны понять, как важно их участие в общей работе.
Индивидуальные консультации для родителей необходимы минимум два раза в месяц, в наиболее тяжелых случаях - один раз в неделю. Они должны знать, присутствует ли у их ребёнка динамика в развитии. Демонстрируя родителям открытые фронтальные и индивидуальные занятия, учитель- логопед помогает увидеть им своими глазами проблемы своего ребёнка. Родители
по-иному начинают относиться и к ним, и к нелёгкому труду логопеда.
Разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям, должен быть особым. Необходимо с самого начала очень точно описать роль родителей в их выполнении. Здесь можно столкнуться с двумя крайностями: одни родители заставят ребёнка делать их, как школьника, пренебрегая рекомендациям об игровой форме работы. При таком отношении развиваются все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то несерьезным и необязательным. Самое главное, что должны понять родители ребёнка имеющего нарушения речи, - что без их поддержки и участия результат коррекционной работы будет минимальным [3, с. 8].
Принимая участие в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными. Они начинают понимать важность домашних занятий, ответственнее относятся к их выполнению. Только лишь плотное сотрудничество семьи ребёнка, имеющего нарушение речи, и учителя -логопеда, позволит устранить речевые дефекты в дошкольном возрасте, а следовательно, - и способствовать дальнейшему полноценному обучению в школе [2, с. 25].
Библиографический список
1. Доронова, Т. Н., Соловьёва Е. В., Жичкина, А. Е., Мусиенко, С. И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М. : Линка – пресс, 2001. – 224 с.
2. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М. : Сфера, 2002. – 120 с.
3. Свободина, Н. Г. Логопед и родители : как правильно строить взаимоотношения // Логопед. – 2007.- № 2. – С. 4 - 9
4. Стебакова, А. П., Зимина, А. В. Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками // Логопед. – 2010. - № 7. – С. 66 - 69
5. Федеральный закон «Об образовании в РФ». – М., 2012. – 76 с.