Ольга Бычкова
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразной, правильнее, богаче, увеличивается активный словарь, который к этому возрасту достигает 3000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, всё чаще их речь включает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Увеличение словаря даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Речь становится более связной и последовательной, дети отвечают на вопросы, пересказывают известные сказки, рассказы, употребляя грамматические формы при изменении слов.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие отношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
На занятиях и в повседневной жизни воспитатель упражняет детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада : в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. п. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателями в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.
На что следует обращать внимание во время занятий с детьми? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от родителей? На эти вопросы постараемся ответить далее.
У детей пяти лет очень велико тяготение к рифме. Такие занятия способствуют развитию речевого слуха, формируют умение подбирать слова, близкие по звучанию. Например: лягушка-мушка, квакушка; палка-скалка, галка.
Но подбор похожих слов пока детям даётся трудно, поэтому я предложила родителям помочь детям в этом. После проведённой работы некоторые дети легче справлялись с этим заданием.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. В результате специальной работы по ознакомлению детей со словом дошкольники начинают понимать, что слово имеет смысловую и звуковую стороны, учатся выделять конкретные звуки в словах. Например, предлагала родителям проводить дома с детьми занятия в игровой форме:
- назови слова на звук «а»
-я пошла в магазин и купила что-то на звук «м»
-найди на картинке предметы на звук «с»
-посади в машину животных, где есть звук «з»
-какие предметы в нашей комнате начинаются на звук «к»
Во время занятий учим детей проговаривать слова, выделяя данный звук.
Когда дети начали справляться с заданием, предлагала более сложное: родители называют 6-7 слов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит данный звук. Например, найти звук «з» в словах: замок, конфета, пальто, зонт, зайка, лейка, завод.
Со звуками я начала знакомить детей со второй половины года. С помощью родителей многие дети стали подбирать слова на заданный звук.
Во время беседы с детьми, я обратила внимание, что дети почти не употребляют в речи слова - прилагательные. Для обогащения словарного запаса я практикую словесные игры-разминки. Например: зима какая?- холодная, искристая, скрипучая, морозная, пушистая, белая, блестящая. Шарф какой?- пушистый, меховой, тёплый, шерстяной, длинный, мягкий, лёгкий.
Подобные задания предлагала родителям проводить с детьми дома, используя разные предметы. Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книги, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки или рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки.
В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Постепенно речь детей обогащается, в ней появляются новые слова. Это даёт возможность обучать детей составлению описательных рассказов по игрушкам. Такие занятия побуждают детей к творчеству и самостоятельности.
Некоторые дети не умеют составлять небольшие рассказы по картинкам. Для этого я давала родителям на дом дидактическую игру «Составь рассказ», где родитель читает текст, а ребёнок договаривает фразу. Если ребёнок не мог придумать концовку предложения, предлагала использовать картинки-подсказки. После проведённой работы дети легче стали справляться с этим заданием.
Немаловажную роль в развитии связной речи играют и различные наблюдения: на улице, на природе, в поездках. Дети, получив живое общение с природой и животным миром, очень точно передают свои впечатления об увиденном, делятся, спорят, доказывают. Поэтому я советую родителям по дороге в детский сад или домой постоянно разговаривать с детьми, задавать им вопросы, объяснять.
В завершении хотелось бы отметить то, что работать с детьми по развитию связной речи и звукопроизношению нужно уже в дошкольном возрасте, чтобы ребёнку было легко при поступлении в школу, а достигнуть этого можно только во взаимосвязи детского сада и семьи. И от того, как мы подойдём к речевому развитию ребёнка, будет зависеть его обучение в школе.