Светлана Железнякова
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка»
Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка.
Публикация «Консультация „Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Мы предлагаем Вам, уважаемый родитель, познакомиться с методами и формами работы оздоровления детского организма, используйте и их дома.
Знаете ли Вы:
что «здоровье» - это не просто отсутствие заболеваний;
что «оздоровление» – это не только лечебные и закаливающие мероприятия?
Здоровье состоит из трёх частей – физическое, психическое и социальное здоровье.
Мы призываем Вас осуществить совместные усилия по оздоровлению детского организма ребёнка!
Вы очень хорошо знаете своего ребёнка, его особенности физического и психического развития, его интересы.
Обратите внимание на соблюдение режима ребёнка и традиций вашей семье.
Ответьте себе на вопросы:
- знаю ли я биоритм ребёнка;
- учитываю я его при физической и умственной нагрузке на ребёнка;
- знаю ли я причину отрицательных эмоций ребёнка;
- у нас дома приём пищи четырёх разовый (в выходные дни, в одно время;
- почему у моего ребёнка нет дневного сна;
- сколько длится ночной сон; (длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга);
- сколько времени ребёнок находится в помещении и на воздухе;
- организую ли я реализацию следующей триады:
1) оптимальная двигательная активность с преобладанием цикла упражнений,
2) достаточная ли умственная нагрузка,
3) преобладают ли положительные эмоции.
Мы с Вами должны знать, что дошкольный возраст – это важный период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Советуем познакомиться со следующими нетрадиционными методами оздоровления дошкольников.
Профилактические:
- очистительный салат ( за 15 минут до завтрака по столовой ложке свежие или полусырые овощи: капуста, морковь, укроп, сельдерей и др. ,
его цель: способствовать очистке организма от шлаковых веществ; оптимальному режиму работы желудочно - кишечного тракта; выработке желудочного сока с помощью клетчатки;
- закаливание носоглотки чесночным раствором (1 зубчик чеснока размять на 1 стакан кипячённой охлаждённой воды и настоять 1 час воды; используется в течение 2 часов после приготовления применять в холодный период; полоскать горло, можно (кому необходимо) закапать в нос;
цель: профилактика и санация при ангинах, воспалительных процессах в полости рта;
- получение праны (по мере необходимости прикоснуться спиной к стволу дерева, обхватить его руками, подогнуть ногу, прикоснуться голой стопой к коре дерева, закрыть глаза и мысленно попросить: «Мать Природа, дай Здоровья». Направить мысль внутрь себя, прислушаться к ритму работы всех своих органов). Помните, сосна и берёза подпитывают человека энергией, а ель, осина. Тополь снижают боль при воспалительных процессах, то есть удаляют избыток энергии;
- промывание носа холодной водой (подставить под струю холодной воды ладони, зажать одну ноздрю, а другой втянуть воду из ладоней и резко её вытолкнуть);
цель: восстановить дыхание, освободить нос от вирусной инфекции, которая в последствии опускается в верхние дыхательные пути.
- здоровое питание (1 стол ложка проросшей пшеницы 32 – 34 часа после дневного сна);
цель способствовать нормализации функции желудочно – кишечного тракта, повышать устойчивость к простудам.
Предлагаем вспомнить следующие характеристики нетрадиционных методов оздоровления дошкольников.
Интенсивные:
- оздоровительный бег (дозированный) -
цель: саморегуляция нагрузки при чередовании бега и ходьбы;
- утренняя гимнастика на свежем воздухе (круглый год) –
цель: повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, активизировать обмен веществ, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам;
- дыхательная гимнастика по системе Бутейко и элементы цигун –
цель: обеспечить полную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, оздоровить систему дыхания, улучшить в целом работу желудочно – кишечного тракта, укрепить неровную систему;
- аутотренинг –
цель: учить детей расслабляться после двигательной активности, уметь отвлечься от посторонних мыслей, учить дышать глубоко и спокойно;
- массаж и самомассаж (утром самомассаж ушных раковин, пальцев, во время дыхательной гимнастики) –
цель: повысить защитные средства органов дыхания, приучать к самопрофилактике, экспресс – диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научить серьёзно и бережно относиться к здоровью.
Сильнодействующие:
- обливание холодной водой (20 – 30 секунд, вытираться насухо; до еды или спустя 1,5 – 2 часа после еды, нельзя обливаться перед сном – цель: способствуем «пробуждению» нервной системы, мобилизация внутренних сил организма;
- моржевание на открытых водоёмах (один раз в месяц, вытираются, одеваются, пробежка, пьют горячий чай) – цель: повысить сопротивляемость организма, способствовать совершенствованию терморегулирующих процессов.
А Вы помните, что необходимо приучать детей к правилам гигиены полости рта. Здесь очень необходим Ваш личный пример. Ведь гигиена полости рта важна не только для профилактики стоматологических заболеваний, но и для эстетики, она является важным показателем общей культуры человека.
Помните, что ребёнок должен приучиться ежедневно утром после сна и вечером перед сном обязательно чистить зубы щёткой. В детском саду есть правило : после завтрака все дети чистят зубы и, не только, если в этот день занятия с учителем – логопедом.
А Вы знаете, что менять зубную щётку необходимо каждые два – три месяца?
Гигиенические пасты выполняют механическую очистку поверхностей зубов, некоторые из них содержат антисептики, оказывающие противомикробное действие. Эти пасты рекомендуются детям с высокой устойчивостью эмали к кариесу. Детские пасты имеют приятный запах и вкус, что позволяет скорее приучить ребёнка к чистке зубов.
Лечебно – профилактические зубные пасты употребляются для профилактики и лечения заболевания зубов и дёсен.
При чистке зубов желательно применять комбинацию различных движений: горизонтальных, вертикальных и круговых. В начале чистят зубы на верхней, а затем на нижней челюсти (внутри, снаружи, жевательной поверхности). Используйте «выметающие» движения».
Почти в каждой семье есть проблемы в организации питания ребёнка дома.
Среди группы так называемых частоболеющих детей значительный удельный вес занимают дети с отклонениями в физическом развитии в результате нерационального питания (с дефицитом или избытком массы тела).
Возраст Масса тела, кг Рост, см
мальчики девочки мальчики девочки
1 10,0 – 11,5 9,1 – 10,8 73 – 79 72 - 77
2 12,4 – 13,7 11,7 – 14,1 85 – 92 82 – 90
3 13,7 – 16,1 13,1 – 16,7 92 – 99 91 – 99
4 15,5 – 18,9 14,4 – 17,9 98 – 107 95 – 106
5 17,4 – 22,1 16,5 – 20,4 105 – 116 104 – 114
6 19,7 – 24,1 19,0 – 23,5 111 – 121 111 – 120
7 21,6 – 27,9 21,5 – 27,5 118 – 129 118 – 129
8 24,1 – 31,3 24,2 – 30,8 125 - 136 124 - 134
В прямой зависимости от качества питания находятся различные проявления аллергических заболеваний. У старших дошкольников особенно при недостаточном обеспечении витаминами отмечается пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, дети теряют интерес к занятиям, плохо усваивают новый материал, иногда делаются легковозбудимыми или, наоборот, вялыми, инертными. Существует группа наследственных заболеваний обмена веществ, при которых диетотерапия является единственным методом лечения, способным оказывать благоприятное действие на больной организм и предупреждать тяжёлые последствия болезни.
Дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Должно быть доверительный деловой контакт между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Мы просим Вас обратить внимание на соблюдение следующих правил детского сада :
- одежда (для прогулки и в помещении) должна соответствовать погоде и особенностям ребёнка, его индивидуальному теплообмену;
-температура воздуха в помещении 18 – 20 градусов;
- хождение босиком может быть эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования;
- прогулка будет иметь хороший закаливающий и оздоровительный эффект, если ребёнок одет в свободную, не стесняющую движения одежду.
Чтобы мы смогли сохранить психическое здоровье ребёнка надо :
- выявлять факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей;
- уметь купировать и предупреждать нежелательные аффективные проявления;
- научить ребёнка приёмам мышечного расслабления (аутотренинг).
- для каждого ребёнка обеспечить условие преобладания положительных эмоций;
- создать и сохранить благоприятный эмоциональный климат в семье, детском саду;
Ни одна, даже самая лучшая, физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй.
Давайте вместе приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, развивать физические качества и навыки, формировать умение к самореализации личности Вашего ребёнка.
Ведь мы формируем у мальчиков мужественность, а у девочек женственность.
Мы с вами должны добиться высоких результатов,
не нарушая ход становления личности, заложенной природой.