Наталья Илларионова
Взаимодействие ДОУ с родителями как основа формирования личности ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями как основа формирования личности ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, - отсюда главная линия развития ребёнка - «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребёнка».
Важными компонентами становления личности ребёнка являются освоение ребёнком общественных отношений наряду с овладением общественно выработанными способами анализа окружающей действительности.
Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнен осуществления.
Существуют основные принципы влияния родителей на ребёнка :
- родители влияют на поведение ребёнка методами поощрения или наказания;
- родители являются основным источником жизненного опыта;
- семья обеспечивает чувство безопасности ребёнка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения
- ребёнок перенимает у родителей основы поведения в обществе;
- общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребёнка.
При всей своей универсальности и незаменимости семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего развития личности. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических знаний, умений родителей. Родительское воспитание в определенных условиях может быть неблагоприятным и ставить его здоровье на грань психоэмоционального напряжения. В частности, если родитель чувствует себя несчастным, замыкается в себе, все эти проблемы крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться в жизни.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психологическое и педагогическое просвещение. От качества работы детского сада в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В связи, с чем педагогу дошкольного образования необходимо пересмотреть формы и методы организационного образовательного процесса, предоставить ребенку самостоятельность, инициативу в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, что обеспечивает развитие собственной активной позиции у ребенка.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитании ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.
Обеспечить качество образования не возможно без организации взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с этим каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Таким образом, успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и детского сада.
Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс.
Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие- представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Без активного взаимодействия в системе «ребёнок – родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребёнка.
Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.