Татьяна Ширяева
Взаимодействие семьи и ДОО по трудовому воспитанию детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков труда, осознанной потребности в трудовых действиях.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Так в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (2013) трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение важнейших задач: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Одним из главных условий в решении задач воспитания является взаимодействие детского сада и семьи в воспитательно-образовательном процессе.
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подтверждает, что ответственность за воспитание и образование детей ложится на родителей - законных представителей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (Е. П. Арнаутова и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Для выявления взглядов родителей на проблему взаимодействия ДОО и семьи по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 52 родителя детей 6-го года жизни городского округа Железнодорожный Московской области.
По результатам анкетирования было отмечено, что все родители считают необходимым, даже обязательным, вырабатывать в детях потребность трудиться.
Трудовое воспитание в семье, в основном, включает в себя самообслуживание, уборку игрушек, помощь в мытье и уборке посуды, помощь в магазине и на даче, ничего не делают дома, есть семьи, в которых трудовое воспитание отсутствует.
Хотя родители и считают главными методы обучения, собственный пример, поощрения, все-таки имеются затруднения в организации труда, инициативности ребенка в труде, сформированности волевых усилий, ведь большинство детей убирают свое место, игрушки только после напоминания или с помощью родителей. Родители отмечают такие трудности, как нежелание участвовать в труде, желание бросить начатое дело, не доводят до конца.
Большинство семей вовлекают детей в хозяйственно - бытовой труд, дети принимают участие в работе на даче, но на занятия ручным трудом у родителей не хватает времени, о чем свидетельствует частота совместных занятий 1 раз в неделю, 1раз в месяц и есть такие, которые не уделяют внимания, возлагая ответственность за воспитание и обучение на ДОО.
Ведущую роль в воспитании, в частности трудовом, отводят семье и детскому саду и семье.
Наиболее интересными формами во взаимодействии с ДОО оказались родительские собрания, труд вместе с детьми, субботники, досуги, мастер-классы.
Родители затрудняются в определении тех форм работы, которые бы они хотели ввести в практику, многих все устраивает, или затрудняются в ответе.
Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что все родители считают и осознают необходимость трудового воспитания дошкольников. В большинстве семей дети занимаются самообслуживанием, уборкой игрушек, лишь немногие помогают накрывать на стол, оказывают посильную помощь на даче, в огороде. У многих детей не достаточно сформированы трудовые навыки (забывают, не доводят начатое дело до конца, готовы бросить при трудностях).
Родители мало времени уделяют занятиям с детьми дома, не имеют представления о наиболее интересных формах взаимодействия с ДОО, поэтому затрудняются в ответе или даже не задумываются, считая степень участия в сотрудничестве удовлетворительным.
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах трудового воспитания малоэффективно. Родители уделяют мало времени воспитанию трудолюбия, целеустремленности, старательности. Имея трудности в организации трудовой деятельности дома, родители редко обращаются за помощью к педагогам, не интересуются педагогической литературой, необходимой для решения проблем воспитания.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости уточнения содержания и форм взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников, поиска эффективных условий налаживания данного процесса.