Марина Цыпышева
Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности [Андреева Г. М. ,1998, с. 194].
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Роль ДОУ в социализации детей также имеет огромное значение. Ведь ребенок со второго года своего рождения, а иногда и раньше практически каждый день проводит время со своими сверстниками, общается с воспитателями и буквально впитывает всю окружающую его атмосферу. Эти две социальные структуры, семья и ДОУ во взаимодействии и с правильным направлением могут оказывать очень большое влияние на становление личности, гармонично развитой личности.
В данном докладе мы посмотрим, какое значение имеет взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности.
Актуальность и практическая значимость проблемы взаимодействия семьи и ДОУ на процесс становления ребенка обусловили выбор темы.
Целью данной работы является обобщение опыта по данной проблеме, определение новых перспектив развития взаимодействия семьи и ДОУ.
Наше ДОУ теме взаимодействия с родителями придает большое значение и отводит большую роль. Взаимодействие с родителями проходит через всю проектную деятельность с детьми, в разных ее направлениях: будь то теоретических, продуктивных, или творческих. Со своей стороны, я как музыкальный руководитель, в свою деятельность также стараюсь привлекать родителей в различные творческие мероприятия, понимая важность участия родителей для их собственных детей. А тем более детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь для них проблема социализации стоит наиболее остро.
Хотелось бы привести несколько примеров, и на фоне их поговорить о значимости родителей в данных мероприятиях. В театральной деятельности родители принимают активное участие в разучивании сценических ролей, что предает детям большей уверенности в себе, и значимости во всей театральной постановке – как социализации и общении со сверстниками. А также оказывают помощь в пошиве костюмов для детей и съемке театрального представления. Так, были поставлены несколько театральных сказок «Маму надо слушать», (старшая группа компенсирующей направленности); «Снегурочка», (подготовительная группа компенсирующей направленности); «Сказка о глупом мышонке» (вторая младшая группа, из которой потом дети пошли в компенсирующую группу). Сейчас на данный момент мы ставим еще одну сказку совместно с педагогом психологом (сказка «Колосок», целью постановки которой является физическое раскрепощение детей, с помощью собственной игры, а также игры пальчиковых кукол.
Фестиваль семейного творчества также стал традицией нашего детского сада и проводится ко дню семьи. Родители с большим желанием участвуют в творческом мероприятии и проявляют инициативу в организации фестиваля. Участвуют как всей семьей, так и несколькими членами семьи. Детям дошкольного возраста участие родителей помогает обрести большую уверенность в себе, решает проблему страха и волнения перед публикой, чувствуя опору и надежность взрослых.
В рамках проекта «Моя семья» проводится также оздоровительное мероприятие «Папа, мама, я - спортивная семья», где роль родителей напрямую связана и воздействует на общую социализацию ребенка. Такие мероприятие проводятся и ко дню здоровья. В таких массовых мероприятиях взаимодействие детей, родителей и специалистов ДОУ имеет большое значение и для каждого ребенка отдельно.
В прошлом году у нас был опыт проведения массовых мероприятий, посвященных 70-тию со дня Победы – «Велопробег», «Танцевальный флешмоб». Эти мероприятия проводились с детьми старшего и подготовительного возраста с участием родителей. Родители изготавливали атрибуты для танцев вместе с детьми, на велопробег привозили велосипеды для езды детей, а также участвовали в самом проведении. Каждый ребенок, участвующий в этих мероприятиях, чувствовал поддержу со стороны родителей, опору, так как мероприятия проводились впервые, и для детей этот опят был совершенно незнаком. Поддержка родителей в этом оказало большое влияние на детей, ведь, что немаловажно, дети остались полны ярких радостных впечатлений.
В рамках музыкальной деятельности детских садов нашего города ежегодно организуются конкурсы семейного творчества, в частности «Солнечный лучик», «Золотой ключик», где дети могут увидеть творчество детей и родителей других садов, а также показать свои способности. Этот незабываемый опыт накапливается у детей с каждым годом, и оставляет свой положительный след для дальнейшей жизни ребенка. Кстати, не могу не отметить, что именно дети с ОВЗ имеют иногда гораздо более ярко выраженные творческие способности, и в ряде случаев чаще чем остальные дети участвуют в таких мероприятиях.
Вывод: Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Взаимодействие семьи и ДОУ очень важно в этот период для дальнейшего развития ребенка, его ориентированности в обществе, накопления полученного опыта для дальнейшей жизни.