Папки-передвижки

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе. Из опыта работы

Елена Слесарева
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе. Из опыта работы

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему. Причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни д/с родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Участие родителей в жизни детей поможет им знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха», если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе, Из опыта работы» размещена в разделах

Основные принципы организации работы с семьей:

*открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

*сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;

*диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка, анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Мы выделяем 4 направления:

1 направление: выявления интересов, мнений и образовательных потребностей родителей через информационно-аналитические формы взаимодействия детского сада и семьи. Это опросы, анкетирование, интервьюирование, «Почтовый ящик» и др.

Так, ежегодно проводится анкета «Ваш ребенок скоро станет школьником», через которую мы выявляем, в чем видится родителям подготовка детей к школе в семье,

По результатам анкеты видим: большинство родителей считает, что определенную подготовку к школе ребенок получает в детском саду и своей семье. Некоторым родителям она видится в дополнительных занятиях с ребенком по развивающим пособиям, чтении книг и энциклопедий, кто-то видит - в моральной подготовке к новым переменам, в совместном досуге и т. д.

По итогам анкетирования мы выявили, что выражение «уметь учиться в школе», родители понимают, как: получать хорошие оценки; не баловаться и не шалить; уметь слушать и слышать учителя, выполнять его инструкции, уметь строить отношения со своими одноклассниками.

Большинство родителей считают, что учитель - это профессионал, на котором лежит ответственность за усвоение ребенком новых норм поведения и знаний.

Части родителей видится, что учитель - это личность, развивающая способности ребенка.

Большинство родителей считает, что у его ребёнка есть желание учиться в школе.

Исходя из ответов, строим работу так, чтобы не только дети были готовы к поступлению в 1 класс, но и родители правильно осознали важность нового этапа в жизни их ребенка.

2 направление: повышение уровня педагогической компетентности родителей через познавательные формы взаимодействия (практикумы, лекции, семинары, родительские собрания, устные журналы, индивидуальные беседы, групповые консультации, мастер-классы и др.)

Основная роль принадлежит таким коллективным формам общения, как собрания, лекции и др. Главное – сделать эти встречи неформальными, заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

Так, например, для родителей подготовительных групп ежегодно проводится лекция старшего воспитателя «Как помочь ребёнку стать успешным в школе», на котором рассматриваются ошибки родителей в предшкольной подготовке детей, даются советы, как обеспечить успешную адаптацию детей к условиям школьной жизни.

Большой интерес у родителей подготовительных групп вызвал устный журнал на тему «Ребенок у экрана». При подготовке к нему воспитатели провели анкетирование, в результате которого выяснилось: телевизор и компьютер заменяет семейное общение и чтение книг. Родители отметили, что из-за нехватки времени часто читать детям не получается. А ведь сложно убедить ребенка в полезности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры. Поэтому мы раскрыли последствия воздействия телевидения на ребенка, разобрали положительные и отрицательные стороны влияния компьютера и как альтернативу экрану предложили практические советы по развитию у ребенка интереса к книге.

Не секрет, что некоторые родители, отдав ребенка в детский сад, отстраняются от процесса воспитания, поручив это педагогам. Воспитатели испытывают большие трудности в общении с такими родителями. Как нелегко порой объяснять родителям, что ребёнок требует общения и развития. Как заинтересовать родителей в совместной работе, сделать их участниками воспитательного процесса? Этому помогает деловая игра «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня», которая разработана педагогами коррекционной группы и сопровождается мультимедийной презентацией.

Суть игры такова: к нам в детский сад из космоса прилетели инопланетяне, которые просили ответить на вопрос, что такое семья? Они предлагали много интересных заданий, как для детей, так и для родителей. Участникам пришлось читать стихи, танцевать, играть, рассказывать о традициях своей семьи. В результате инопланетяне выяснили, что семья занимает самое главное место в жизни ребенка.

В группе «Ладушки» традицией стало проведение мастер-класса по знакомству родителей с техниками изобразительной деятельности. Цель его - раскрыть родителям значение рисования, лепки, аппликации для развития речи, воображения, творческого мышления и творческой активности детей, предоставить родителям возможность обучиться правильным приемам для дальнейшей помощи своим детям. А так же педагог знакомил родителей с тем, как правильно научить ребенка читать

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи и подготовке его к школе.

3 направление наглядно-информационное, где мы используем информационно-ознакомительные и информационно-просветительские формы.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста, на оказание помощи в подготовке к школе. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через родительские уголки, стенды, организацию выставок, памятки, буклеты, папки передвижки, использование сайта ДОУ и т. д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу.

Традицией стало – проведение Дня открытых дверей, что дает родителям возможность «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители детей подготовительных групп, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает. Приглашаем и учителей нач. классов из городской школы. В этот день подводим итоги совместной деятельности по подготовке детей к школе, показываем открытые занятия.

Немаловажное значение отводим и сайту детского сада. На сайте имеется Родительская страничка, на которой помещаются советы старшего воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога по предшкольной подготовке.

4 направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. (праздники, выставки, экскурсии и др.)

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Они помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Так, в подготовительной группе «Ромашки» интересно реализуют детско-взрослые проекты. Традицией в группе стал «Час семейных встреч» - это зимой - постройка снежных горок и катание с них, летом - поход в Кошкинский лог, поездка в г. Котельнич, в Динопарк. Организацию подобных поездок родители берут на себя. Отзывы по проведению часа семейных встреч можно найти на сайте детского сада.

Раз в квартал организуется День добрых дел – родители оказывают помощь в ремонте мебели и оборудования, групповой комнаты, прогулочных участков, в изготовлении пособий и атрибутов для занятий, костюмов для праздников.

Про все совместные с родителями мероприятия в группе создаются фоторепортажи, которые помещаются на специальный стенд и на сайт ДОУ.

В группе «Березка» традицией стало проведение совместных экскурсий на предприятия по месту работы родителей. Так дети посетили валенную фабрику, где познакомились с народным промыслом.

Родители и дети с удовольствием участвуют и в выставках совместного творчества, таких как «Золотые руки» (выставка совместных с детьми поделок, «А мы с мамочкой моей» (выставка семейных фотографий с интересным комментарием к ним (в стихах или прозе, «Осенние фантазии» и др.

Вместе с детьми родители участвуют и во всероссийских конкурсах, в которых занимают призовые места.

Огромное значение в личностной подготовке к школьному обучению играет проведение совместных с родителями праздников.

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Наверное, каждый из вас, хранит впечатления, полученные в детстве во время праздника, как самые дорогие воспоминания. Для педагогического коллектива праздник - это возможность общения в непринужденной, радостной обстановке с родителями и детьми одновременно. Это средство повышения педагогической культуры наших родителей. Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные влияют на развитие личностной готовности ребенка к школе.

В том, что все праздники проходят весело, интересно и с пользой - заслуга нашего музыкального руководителя, которая составляет интереснейшие сценарии праздников и умело организует родителей, детей, педагогов на совместную деятельность.

Отрадно, что многие родители поддерживают нас и охотно откликаются на все предложения и начинания. Если в средних группах большинство родителей в анкетах указывали, что праздник – это развлекательные мероприятия для детей, и они приходят посмотреть на выступления своего ребенка, то в подготовительной группе эти же самые родители уже указали, что праздники в детском саду - это повод для тесного общения родителей со своим ребенком и педагогом, они приходят на праздники, не только, чтобы поиграть, повеселиться со своим ребенком, но и на личном примере показать, каким можно быть активным. Такие ответы очень радуют.

Информацию о праздниках вы можете найти на нашем сайте http://rodgnom.ucoz.net/

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты. Учителя нач. классов отмечают активное включение родителей выпускников во внеурочную досуговую деятельность.

Но главным результатом совместной работы и сотрудничества детского сада и семьи являются личностные достижения каждого ребенка: социально-коммуникативное развитие - умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми, усвоение социальных правил поведения, и речевое развитие, и художественно-эстетическое развитие (развитие специальных музыкальных, изобразительных способностей)

Итак, целенаправленная работа нашего коллектива в содружестве с семьями воспитанников способствует личностной готовности к школе, преодоления ребенком проблем (индивидуальных, связанных с подготовкой к школе, обеспечение оптимальных условий для преодоления трудностей детско-родительских отношений

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время годаВзаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования,является взаимодействие детского.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» – В. А. Сухомлинский Сумасшедший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе. Из опыта работы
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 23:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Слесарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД