Селезнева Антонина Евгеньевна
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Селезнёва Антонина Евгеньевна - воспитатель
ГБДОУ детский сад №115 Адмиралтейского района.
Санкт Петербург.
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
Д. С. Лихачев писал
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому»
В соответствии с законом «об образовании в Российской Федерации, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС, который отвечает новым запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.
Несомненно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Дошкольное воспитание - важнейший период в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.
Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. В семье закладываются основы развития личности, её физического, нравственного и духовного здоровья. Духовно – нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Основой духовно – нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно – нравственного воспитания ребенка.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семей.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.
Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, поэтому необходимо с самого детства учить детей чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания каждого человека, знакомят с народными обычаями и обрядами, связанными с ними:
Народные и фольклорные праздники – Масленица
Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День флага, День знаний
Международные праздники - День матери, Международный женский день, День защиты детей, День толерантности.
Православные праздники – Рождество Христово, Пасха
В духовно - нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказываю о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными. Ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в садике. Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным и заочном участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как: занятость родителей (особенно, работа с выездом за пределы места жительства); личностные качества ребёнка, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.
Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог найти дело по душе.
В решении задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, одной из эффективных форм являются различные конкурсы на лучшую совместную работу (поделку, рисунок. Это такие как: «День матери», «Рождественская игрушка», «Пасхальная композиция», «Дары осени», «День отца» и другие. Несомненно, совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители весь день проводят на работе, оно позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость.
Проводятся совместные семейные праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год. «День защитника отечества», «Самая лучшая мама»; «Театрализованные представления по сказкам, с участием родителей»
Также оформляются совместные коллажи «Здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Любимые места отдыха моей семьи», «Как мы отмечали рождество и новый год», «Мой город мой район, достопримечательности»; «Фотовыставка - я и папа»; «Фотовыставка - Как я маме помогаю»; «Традиции моей семьи» и другие.
Чтобы заложить у дошкольников основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России посредством знакомства с праздниками – Рождества, Масленица, Пасха. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся такие праздники в форме увлекательной игры, просмотров кукольного спектакля, где дети и родители принимают непосредственное участие. Заканчиваются мероприятия традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и формируется в определенной системе и последовательности. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Духовно - нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширение представлений о городах России;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
В процессе духовно-нравственного воспитания у детей формируются чувства: товарищества патриотизма, коллективизма, глубокое уважение к людям, активное отношение к действительности.
Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между духовно-развитого человека. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становления и развитие.
Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием духовно - нравственного воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет о и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста, как в семье, так и в детском саду.