Лилия Гарифзянова
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом»последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообше.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
При этом дошкольное детство - признано специалистами наиболее чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идёт процесс формирования его базовых отношений к окружающему миру.
Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптимальным и идёт более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
Опыт работы дошкольных учреждений за последние годы показал, что требуются новые формы, а подчас и обновления содержания родительско-педагогического сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи (Слайд2)
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий детского сада и родителей воспитанников для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Углублённая работа по духовно-нравственному воспитанию в нашем детском саду ведётся не один год.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ была намечена работа в трех направлениях (Слайд 3)
1. Наработка теоретического материала
2. Работа коллектива ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Первым этапом была наработка теоретического материала, который распределен по папкам (Слайд4)
В дальнейшем, уверены, эти папки будет пополняться новыми материалами.
Особенность нашего ДОУ в том, что мы принимаем детей с 1г 3мес. И, важно, что именно воспитатель группы раннего возраста -Щербакова Т. М. организовала «Мамину школу».(Слайд 5)
В «Маминой школе» молодые родители подчас «открывают» своих детей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают, что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. (Слайд6) Ежемесячно педагог выпускает газету «Кроха»,в которой раскрываются темы, интересные для родителей воспитанников. «Пестушки для самых маленьких», «Выходной с семьей», «Играем дома» и др.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. (Слайд7)Поэтому мы создали в детском саду аудио и видеотеку для педагогов и родителей, так же необходимую информацию они могут найти на сайте нашего детского сада.
Современные семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художественной литературы для семейного чтения,для них проводит консультации учитель –логопед нашего детского сада-И. В. Зарипова
По теме духовно – нравственного воспитания в нашем саду проведены родительские собрания: «Семейные традиции» в ср. гр. (Слайд8) «Дерево держится корнями, а человек семьей»(по пословицам и поговоркам)в под. Гр. (Слайд9) «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» в старшей групппе (Слайд10,консультации для родителей ««Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни», «Воспитание сказкой», «Отец как воспитатель» и др.
Родители заинтересованно участвовали в составлении генеалогического древа своей семьи и родословной своей фамилии.)Слайд11)
Создание условий для осуществления дошкольного воспитания детей в условиях взаимодействия включало и оформление уголка для родителей по духовно-нравственному воспитанию. Активное участие родители принимали в подборе материалов и оформлении папок-передвижек по темам: «День Матери», «День защитника Отечества», «День Победы».
Различных форм работы с родителями апробировано. много. Но сегодня можно смело сказать, что в нашем д/саду признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Если привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, то сейчас (Слайд12)
- нередко инициатива по проведению новых форм общения семьи и д/ сада исходит со стороны родителей. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах детского сада и семьи
- стали более инициативны, смелее педагоги Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности.