Светлана Абрамова
Педагогический проект «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников посредством художественной литературы»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Публикация «Педагогический проект „Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Воспитание нравственности у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны. Воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры. Поэтому в настоящее время возрастает интерес к корням, обычаям русского народа, которые долгое время были забыты.
Приобщение детей к прошлому и настоящему своей Родины является средством формирования их нравственных, патриотических чувств и развития духовности.
Патриотизм – сложное и высокое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Обращение к истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.
Актуальность проекта очевидна, т. к. в наши дни нарушились традиции, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Не во всех современных семьях вопросы воспитания патриотизма считаются важными. Не эффективное использование художественной литературы, как одного из основных средств нравственного воспитания.
Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения.
Цель проекта :
Воспитание у дошкольников стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения литературно - художественного наследия.
Задачи:
• собрать, обобщить и систематизировать материал по литературно - художественному наследию России;
• развивать у дошкольников интерес к народным традициям; интерес к изучению и сохранению культурного наследия; желание принимать участие в проведении мероприятий по литературно - художественному наследию и национальных праздниках;
• повысить уровень усвоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и качеств через систему работы по использованию художественной литературы, как средства нравственного воспитания;
• воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны;
• повысить уровень компетентности родителей по воспитанию нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм и методов работы;
• обосновать результаты педагогического опыта по использованию системы работы с целью дальнейшего использования педагогами в работе по воспитанию нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста;
• воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума - достаточно создать видимость внешними атрибутами.
Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например - в параде, посвященному Дню Победы Рассказывание сказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты. Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как и краткие искорки народной мудрости - пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные - сказки, песни и былины - естественно вплетаются в детское сознание.
Помочь в решении этой проблемы, создать условия, максимально стимулирующие развитие нравственных норм у дошкольников, может комплексное использование методов и приемов формирования интереса у дошкольников к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения литературно - художественного наследия.
Теоретическая база
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.
7. Гербова В. В. Приобщение к художественной литературе. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
8. Гербова В. В. Книга для чтения в детском саду и дома : 5 – 7 лет. – М. : Издательство Оникс, 2011.
9. Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет - М. : 2010
10. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000.
11. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
12. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
13. Программа Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015.
14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы https://www.tc-sfera.ru
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий,
содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для социально – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В процессе работы возникла необходимость разнообразить методику работы по приобщению детей к художественной литературе.
Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения воспитателем рассказов; наблюдений; показа сказок; рассматривания иллюстраций, предметов.
Словесный метод наиболее эффективен в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед, обобщающих рассказов воспитателем; ответов на вопросы; рассматривания наглядного материала; чтения стихов детьми; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность: провести игры, организовать постановку сказок, викторин, конкурсов; сделать поделки.
• Информационно - аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме, педагогического опыта по направлению работы).
• Коллективные (чтение художественной литературы, непосредственная образовательная деятельность, круглые столы).
• Индивидуальные (тематические консультации, беседы с родителями с целью обмена мнениями).
• Наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ).
• Познавательные (библиотечка для родителей).
Новизна и практическая значимость
Новизна опыта заключается в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования патриотического сознания, в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса : творческое взаимодействие воспитателя и дошкольника, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности дошкольников, разработке новых средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.
Изучение литературно – художественного наследия русского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта.
Анализ результативности
В ходе реализации проекта :
• Позитивные изменения в речи детей.
• Нравственные убеждения, взгляды, привычки будут тесно связаны с чувствами ребенка.
• Из художественной литературы дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи.
• Передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.
• Устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.
• Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
• Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.
• Размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ.
• Оформление фотоколлажа, презентаций по результатам реализации проекта.
• Повышение рейтинга МДОУ «Детский сад № 81» в районе.
Этапы работы:
Программа выполнения работ по проекту подразумевает
3 этапа:
I этап подготовительный (сентябрь, октябрь, ноябрь,
II этап основной (декабрь, январь, февраль,
III этап заключительный (март, апрель, май).
Выполненный объем работ, полученные результаты:
1. Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по проблеме.
3. Проведен предварительный анализ выявленных возможностей, интересов детей, запросов родителей и их дифференциация.
4. Спланировано и организовано взаимодействие участников проекта. Отработаны внутренние и внешние связи.
5. Проведена оценка возможностей и угроз для реализации проекта.
6. Созданы воспитательная система по художественно-эстетическому развитию с учетом ФГОС, модель управления ею.
7. Практическая реализация опыта
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуализации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.
А также анкетирование родителей показало, что только у некоторых семей осталась добрая старая традиция рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев чтение литературы заменил телевизор и компьютер.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В процессе работы возникла необходимость разнообразить методику работы по приобщению детей к художественной литературе.