Татьяна Сенькова
Взаимодействие семьи и детского сада в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №2
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Слайд №3
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают тогда, когда обе стороны желают по окончании дошкольного учреждения получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Слайд №4
Основные принципы партнерства МАДОУ и семьи :
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей). Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы). Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Открытость (посещение родителями дошкольного учреждения для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок, что интересного и нового происходит в жизни ребенка и в МАДОУ). Перед дошкольным учреждением и педагогами стоит нелегкая задача: любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями, необходимо тщательно и серьезно готовить, чтобы родители получили положительные эмоции и повлияли на положительный имидж учреждения в целом.
Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Слайд №5-7
Целью моей работы являлось: выявление возможностей сотрудничества ДОО с семьей, как условия успешного познавательного развития дошкольников.
- С этой целью родители были вовлечены в образовательный процесс. Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, были проведены познавательные встречи : «Подготовка с родителями к ООД, к родительским собраниям «Роль семьи в познавательном развитии дошкольников,
Слайд №8-11
- мастер-классы, в ходе которых родителям вместе с детьми предлагалось сделать поделку из предложенных материалов, при этом формируя познавательную активность («Волшебный мир оригами», «Водичка, водичка»)
- общие, групповые собрания, которые проходят в музыкальном или спортивном зале, в игровой форме с участием родителей, детей, специалистов ДОО («Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении», «Что я знаю о своем ребенке», «Учите говорить детей правильно», «Что вы знаете о ФГОС ДО», «Скоро в школу»);
Активно принимают участие в проектной деятельности по познавательному развитию : «Воздух вокруг нас», «Растения Краснодарского края», проектная деятельность «Моя - семья», «Профессии моих родителей». Каждый раз слышишь, как родители обсуждают результаты проектной деятельности между собой, тем самым «заражая» друг друга увлеченностью и творческой активностью.
Слайд №12-18
Принимая участие в проектной деятельности, родители сами не подозревают, какими способностями и талантами обладают сами.
- Результат проектной деятельности по теме: «Семья» оформили в выставку и альбом «Семейные традиции».
- по оборонно-массовому о военно-патриотическому воспитанию «Защитники нашей Родины», где дети представили проект «Мой папа самый лучший», рассказывая о своих родных и близких.
- ко дню Матери – мамы и бабушки вместе с детьми делились своими талантами (показывали фокусы, исполняли песни, показывали мастер-классы и т. д.).
Часто проводим анкетирование, тестирование с родителями по разным темам: «Ваша воспитательная система дома», «Какой Вы родитель», «Что Вы ждете от детского сада?», «Особенности воспитания ребенка в семье и в детском саду», «Педагогическая культура родителей», «Психологическая готовность родителей к поступлению ребенка в детский сад», «Бабушка и дедушка в воспитании ребенка».
Данные сведения мы используем при планировании работы с родителями для привлечения к активному участию в жизни ДОО. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- апробировать разные подходы;
- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, педагогами, но и с родительской общественностью в целом.
Слайд №19 -34
Привлекаем родителей к участию в открытых показах образовательной деятельности, которая дает возможность перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействии. «В поисках сокровищ», «Мои друзья», «Мама - слово дорогое», «Воздух вокруг нас», не говоря уже о развлечениях. Организуем совместные экскурсии в ботанический сад, в библиотеку, в парк, к памятнику.
Любое участие родителей в жизни ДОО всегда должно оцениваться. Родители, как дети – ждут похвалы, поэтому на родительских собраниях, на праздничных мероприятиях педагоги торжественно вручают грамоты и благодарности родителям за активное участие и сотрудничество.
Кроме того, мы смогли выстроить партнерскую деятельность педагога, родителей и детей, что благоприятно влияет на эмоциональный комфорт, а детей сформировалась потребность в постоянной познавательной деятельности, способствующий всестороннему развитию дошкольников.
Взаимодействие семьи и ДОО делают нашу жизнь ярче и интереснее, от этого растёт самооценка детей, педагога, родителя. Появляется удовлетворение от совместно выполненной работы. Взаимодействие родителей и детского сада - длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.