елена зайцева
Театрализованная деятельность в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность в художественно – эстетическом воспитании дошкольников»
Зайцева Е. Ю - воспитатель.
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы структурное подразделение (д/с «Солнышко»)
Публикация «Театрализованная деятельность в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Внедрение ФГОС отвечает новым социальным запросам и формирует задачу воспитать человека любознательнoго, активного, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, способного самостоятельно действовать. И в то же время ставит задачу — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Стимулировать развитие сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности, то есть особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Особую роль в эстетическом воспитании детей отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Мы убеждены, что значение театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. В этом заключается актуальность моего проекта.
Работая по этой теме, мы определила основные цели, принципы и задачи:
Основная цель:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации)
Основные принципы:
- импровизационность;
- гуманность;
- систематизация знаний;
- учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Задачи:
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Новизна моего проекта заключается в особой организации предметно-пространственной среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, я учитывала следующие особенности:
Социально-психологические особенности, любознательность и исследовательский интерес, возрастную адресованность оборудования и материалов, индивидуальный интерес, склонностей и потребностей,право и свобода выбора;
Таким образом, при проектировании зоны театрализованной деятельности мы руководствовалаись соблюдением основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:
- полифункциональность использования помещений и оборудования;
- предоставления права и свободы выбора;
- возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
Формы организации театрализованной деятельности
кружковая деятельность (1 раз в неделю);
мини - игры на других занятиях;
театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
совместная театральная деятельность взрослых и детей;
музей кукол;
самостоятельная театрально-художественная деятельность;
посещение детьми театров совместно с родителями
Примерное содержание образовательной деятельности : музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; игры; этюды; минута шалости; театральная деятельность.
В свои НОД я включаю не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со знаками визуального языка. На таких занятиях важнейшим методическим принципом проведения является практическое действие каждого ребенка.
Поэтапное освоение многообразия средств выразительности:
Художественно-образные выразительные средства: интонацию, мимику, пантомиму (жесты, позу, походку);
Образовательные умения ( имитация характерных движений сказочных животных: игра «Кто как ходит», упражнение «Изобрази героя», игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю»);
Художественно-образные исполнительские умения, развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
На НОД стараюсь организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого во время импровизаций по хорошо знакомым сказкам используют разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам
Добрыми помощниками в работе по театрализованной деятельности стали родители ребят. Мы используем полученные умения детей на утренниках, концертах, развлечениях, при постановке сценок и спектаклей.
Результаты и перспективы:
Сравнивая и анализируя результаты диагностики, я могу с уверенностью сказать, что дети в результате занятий театрализованной деятельностью становятся более раскрепощенными, постепенно приобретают уверенность в себе, в своих силах, умении мыслить, фантазировать. Проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного мною направления.
Таким образом, мы считаем развитие творческих способностей детей посредством театрализованных игр важным направлением в системе воспитательно-образовательной работе в детском саду.