Елена Владимировна Полещук
О художественно — эстетическом развитии дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
О художественно - эстетическом
В художественно-эстетическом развитии подрастающего поколения наше общество, к сожалению, не преуспевало и не преуспевает ни в малейшей степени. Мы (и дети, и взрослые) имеем представление (в той или иной мере) о некоторых экономических, физических, химических, математических характеристиках окружающего нас мира, его отдельных явлений и предметов. Но способностью видеть мир вещей и людей прежде всего с точки зрения красоты (прекрасно, красиво - безобразно, со вкусом - без вкуса и т. п.) большинство из нас не обладает.
Публикация «О художественно — эстетическом развитии дошкольников,» размещена в разделах
Именно это явилось одной из важнейших причин проявления в нашей жизни всего того, что принято называть "бездуховностью". Эмоциональная глухота, невежество, жестокость, утилитарный взгляд буквально на все, даже на человека, - не это ли характеризует "духовный мир" нашего современника?
"Красота спасет мир". В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир и начнем жить по-человечески. В этом и состоит непреходящее значение художественно-эстетического развития людей, начиная с самого младшего возраста.
Психологии и педагогике ведомо психическое явление под названием НУВЭРОС - необратимое участие возможностей эффективного развития основных способностей. Если человек недостаточно пользуется речью, он постепенно теряет возможность достичь в овладении речью значительных высот; если он не пользуется достаточно памятью, то она постепенно слабеет (вплоть до склероза).
Естественно, что то же самое происходит и с музыкальной и языковой чувствительностью, и с эмоциональным восприятием мира - словом, со всем, что составляет эстетическое развитие человека.
Вывод напрашивается сам собой: если художественно-эстетическим развитием ребенка не заниматься в раннем возрасте, то, без сомнения, в последующие годы эта работа окажется бесполезной: возможности эффективного эстетического развития будут утеряны навсегда. И многим даже покажется, что их вовсе не было.
А они были!
Это доказали психологи и педагоги многих стран мира, доказали и теоретически, и практически.
Достаточно вспомнить детские сады воспитания талантов в Японии, России, США. Их успешная деятельность основывалась на верном постулате: все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира и склонны видеть скорее чувствами (красивое-некрасивое - поэтому нравится или не нравится, чем разумом (полезное, вкусное, дешевое, удобное.). А ведь именно это и является основанием эстетического развития.
Если воспитывающий собирается (на деле, а не на словах) приступать к художественно-эстетическому развитию детей, то прежде всего он должен заняться формированием у детей способности к художественному видению мира, что значительно облегчит их соприкосновение с произведениями искусства и даже создаст феномен детского творчества.
Красоты не может быть много, ее всегда мало, ее хочется больше - это дети ощущают.
Сформулируем основные цели художественно-эстетического развития дошкольников :
1. Развитие способности художественного видения мира.
2. Приобщение к миру искусства.
3. Развитие художественно-творческих способностей.
В достижении первой, основной цели, на наш взгляд, всегда допускалась и сейчас допускается серьезнейшая ошибка: детям показывают лишь"фасад" красивой вещи или произведения искусства, не приобщая к чувствам, переживаниям их создателя.
Но ведь прекрасное прежде всего выражает внутренний мир человека, оно и не воспринимается нами как прекрасное, если не связывается с духовной жизнью.
Просто "красиво" нет. Есть красивое выражение чувств, мыслей, проблем, отношений.
Это должен понимать воспитывающий, чтобы избежать еще одной серьезной ошибки, имеющей прямое отношение к детям дошкольного возраста, которые не могут воспринять что-то как красивое или безобразное до тех пор, пока отраженные в нем чувства, мысли, проблемы не найдут опору в его собственном эмоциональном мире. Ребенок должен как бы отождествляться с образом художественного произведения, духовным миром создателя Красоты, с чувствами, возникающими при созерцании голубого озера, плакучей ивы, могучего дуба. Надо научить ребенка такому отождествлению - это станет основанием его эстетического развития.
Как это сделать?
Во-первых, необходимо (и это вполне возможно) с раннего возраста знакомить ребенка с разными видами человеческой деятельности, носящими отражательный характер (в том числе и с речевой деятельностью, подчеркивая, что с помощью этих видов деятельности человек выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношения.
Для этого воспитывающий поначалу может сопровождать свой рассказ графической иллюстрацией - лаконичным, упрощенным рисунком, соответствующим основной мысли излагаемого. В результате у детей формируется наглядное представление о том, что рисунком можно рассказать о чем-либо. Можно также показать детям, что рисунком можно выразить и отношение к действующим лицам рассказа, и их основные характеристики. Это делается подбором цветов, разными размерами изображаемого, тщательностью прорисовки, тонированием листа и т. д., при этом воспитывающий дает соответствующие совестные пояснения.
Впоследствии надо учить ребенка составлять собственный "графический рассказ". Ребенок приступает к изображению; взрослый включается в его деятельность и, дорисовывая или пририсовывая детали возникающего изображения, начинает ассоциативную графическую игру, раскрывая возможности "графических рассказов". Можно, наоборот, предложить ребенку включиться в "графический рассказ" взрослого (по любой сказке или "житейской истории").
Аналогично можно организовывать процесс ознакомления детей (начиная с 2-2,5лет) с аппликацией.
Взрослый сопровождает свой рассказ вырезанием силуэтов, что обеспечивает эмоциональное восприятие образа. Можно использовать изображения - заместители: зеленая полоска-дерево, желтый квадрат - цыпленок. (ребенок 2-3 лет такое замещение примет). Аппликации будут более характерными, если в них использовать те же средства выражения своего отношения, что и в рисовании.
У ребенка возникает естественное желание поработать ножницами, и он делает это с помощью взрослого. Затем, опять же вместе со взрослым, вырезанный образ дополняется с помощью карандашей, фломастеров, бросовых материалов и т. д. Используя подобные методы ознакомления с аппликацией, детей к 4-х летнему возрасту можно подвести к силуэтному вырезанию, при котором в основе создаваемого образа лежат и первоначальное представление о предмете, и элементы эмоциональной реализации этого представления, т. е. своего отношения к изображаемому.
Именно такое приобщение детей к аппликации способно обеспечить художественное начало этой деятельности. Таким же образом можно знакомить детей с лепкой.
Приходится только сожалеть, что подобная работа почти не проводится при ознакомлении детей с музыкой, танцами, литературой.
Кстати, определенные попытки показать детям эмоциональную выразительность родного языка делают создатели программы "Развитие". Но здесь надо еще очень много и серьезно поработать методистам, чтобы дать воспитателям достаточно конкретные рекомендации.
Во-вторых, чтобы развить в ребенке способность отождествляться с образом художественного произведения, вникать в чувства создателя красоты, надо как можно чаще прибегать к играм-драматизациям. В качестве подготови-тельного этапа к ним целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками игры-имитации (аналогичные театральным этюдам, в которых надо добиваться эмоционального переживания состояния образа, его внешней и внутренней имитации на основе одушевления, очеловечивания даже неживых объектов (делать "мимический слепок вещи" - А. В. Запорожец). В такие игры необходимо включать музыку, художественное слово и другие виды искусства.
Синтез искусств обеспечит более глубокую эмоциональную отзывчивость на образы. Игровые ситуации могут быть, например, такие:
веселые цыплята бегают по траве, крыльями машут, зернышки клюют, прячутся;
щенок сладко спит на коврике, просыпается, тянется, зевает, смотрит по сторонам, бежит на улицу, где встречает кошку ит. д. ;
снежинки кружатся, поднимаются, опускаются, медленно ложатся на землю.
В-третьих, для достижения целей эстетического развития надо пытаться делать все возможное, чтобы дети овладели самой доступной для них формой эстетического восприятия - "деятельностью любования". Задача процесса любования - формирование положительного эмоционального отношения к приему (в широком смысле этого слова) или произведению искусства. Через такую деятельность в ребенке легко развить элементы эстетического восприятия, которые в младшем дошкольном возрасте определяются одной парой эстетических категорий (красивое-некрасивое) и одной парой эстетических оценок (нравится-не нравится). Очень важно донести до ребенка понятие "красота" и помочь ему наполнить это абстрактное понятие конкретным содержанием:
красивое - это приятное (приятные зрительные, тактильные и слуховые ощущения);
причина приятных ощущений - выразительные признаки предметов (цвет, форма, линия, фактура, тональность звучания и др.).
Процесс любования организуется противопоставлением двух предметов: один обладает об одном из признаков красоты, а другой, подобный ему, этим признаком не обладает. Например, при рассматривании дымковской игрушки сосредоточить внимание на сочетание основных насыщенных цветов с белым фоном (это красиво, это нравится, это радует) и сравнить ее с не расписанной игрушкой, обязательно подчеркнув, что красивую игрушку художник создавал со старанием, так, чтобы она нравилась. Постепенно в процессе любования дети научатся выделять и понимать признаки красоты.
Можно предложить примерную последовательность показа различных предметов с целью организации любования ими:
знакомые красивые игрушки и вещи;
предметы народного декоративно-прикладного искусства;
произведения живописи и музыки;
скульптуры;
природа и природные явления;
речь.
Многие воспитатели не способны эффективно использовать доступные детям средства эстетического воспитания - их этому не учили, поэтому художественно-эстетичекого развития самих воспитывающих недостаточно.
Трудность состоит еще и в том, что подлинно красивого в детских садах слишком мало - начиная с этики быта, отсутствия фонотеки, художественных репродукций и т. д.
И ещё. Мы полагаем, что в детском саду меньше времени должно уделяться обязательной работе, чтобы дети всегда имели возможность заняться самостоятельной художественной деятельностью.