Ирина Тютина
«Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с комбинированного вида №10 г Павлово
Выступление на конференции для родителей воспитанников ДОУ
«Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила
Старший воспитатель
Тютина Ирина Евгеньевна
2014 г.
Публикация «„Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.
Вот поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания в условиях современного российского общества приобретает особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию необходимости пересмотра не только существующих средств и методов нравственно-патриотического воспитания детей, но и пересмотра педагогических условий нравственно- патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
Вот уже второй год в МБДОУ д/с комбинированного вида № 10 г. Павлово ведется инновационная работа по теме «Совершенствование учебно-методического процесса ДОУ через использование педагогической макротехнологии нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Совершенствовать учебно-методический процесс ДОУ через использование педагогической макротехнологии нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Для успешной реализации столь масштабного проекта в ДОУ создано единое образовательное пространство: дети - семья - педагоги.
I направление - дети:
• воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, родному городу;
• формирование бережного отношения к родной природе и всему живому,
воспитание интереса к российским традициям и промыслам,
расширение представлений о России, знакомство детей с символами государства;
развитие чувства ответственности за достижения Родины.
II направление – семья :
• организовать условия формирования понимания родителями важности проблемы нравственно-патриотической воспитанности их детей.
III направление – педагоги:
• повысить педагогическую компетентность педагогов в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В рамках инновационного проекта с ребятами ведется интересная работа
• это сюжетные занятия, в которые включаются драматизации и театрализованные постановки, в которых участвуют дети – кто-то играет роли, кто-то рисует декорации,
• познавательные беседы, с использованием мультимедийных пособий,
• чтение художественной литературы,
• изобразительная деятельность
• различного рода праздники и развлечения, приуроченные, в основном, к русским народным праздникам (Пасха, Троица и др.).
Большое значение в нравственно-патриотическом развитии детей имеет работа с семьей, педагоги добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но активно обсуждают вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях.
В работе с семьей педагоги ДОУ используют разнообразные методы и формы взаимодействия с родителями :
• проведены родительские собрания по ознакомлению с задачами инновационной деятельности
• анкетирование родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
• серия консультаций нравственно-патриотического воспитания : «Нравственные аспекты воспитания детей дошкольного возраста», «Роль песни в формировании нравственных начал личности», «Как помочь ребенку полюбить свой край» и др.
• фотовыставки «Загляните в семейный альбом!», «Все профессии важны, все профессии нужны!»,
Особенно хочется отметить метод проектирования, который способствует установлению более тесного сотрудничества педагогов с родителями и созданию единого воспитательно - образовательного пространства между детским садом и семьёй. Участвуя в подготовке проекта, выполняя задания, родители понимают, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. В ходе инновационного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию были реализованы проекты
«Возвращение к истокам», «Куклы наших бабушек», «Моя семья», «Мой город», «Павловские ремесла»
Очень активно родители участвуют в разнообразных конкурсах проведены конкурсы: «Лимонные фантазии», «Христово воскресение – всем на веселие!», «Книжки-малышки о ремеслах г. Павлово», «Рождественская звезда», «Осенние фантазии» организованы мини-музеи «Ремесла Нижегородской области», «Русская архитектура», «Народные фольклорные праздники». Совместными усилиями педагогов и родителей в группе создается развивающая предметно-пространственная среда: центр нравственно-патриотического воспитания, куда входят дидактические игры и пособия, тематические альбомы, русские народные костюмы, макет руccкой избы, альбомы с декоративной росписью для художественного творчества и многое другое.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Семейный праздник «Давайте знакомиться», Праздник малой родины «Мы - павловчане», русские фольклорные праздники «Осенины», «Святки», «Масленица», «Светлое воскресенье Пасхи», «Троица»
Одно из самых ярких впечатлений произвел на детей и родителей праздник «Веселая ярмарка», который прошел в средней группе ДОУ. Подготовка к празднику велась интенсивная, создавался мини-музей с изделиями Павловских мастеров, мини-музей народных промыслов. Родители на каждого ребенка шили русские народные костюмы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.