Зоя Крылова
Взаимодействие детского сада и семьи в целостном процессе развития нравственности
▼ Скачать + Заказать документы
Личностное становление ребенка начинается уже с младенчества. В целостном процессе его развития нравственность занимает очень важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо». Доказано, что первые уроки нравственности ребенок получает в семье. А в детском саду ведущая роль принадлежит воспитателю и другим педагогическим работникам. Педагогическая деятельность становится еще эффективнее при активном взаимодействии с родителями.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
На стадии раннего и дошкольного возраста совместная с взрослыми деятельность распадается, у ребенка появляются собственные желания, тяга к самостоятельной деятельности, формируются отношения со сверстниками, которые строятся уже на основе приобретенного опыта поведения. В данный период взрослому необходимо брать на себя роль образца поведения, потому что ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям; стремится действовать «как взрослый». Это отношение активизирует действия ребенка, служит основой его становления личности.
Огромная роль в усвоении жизненных норм поведения принадлежит ведущему виду деятельности – игре. Известные ученые Д. Б. Эльконин, А. В. Запарожец утверждали, что развитие дошкольника зависит от сформированности игровой деятельности, ее содержательности, степени активности в ней ребенка. Именно в игре у ребенка развиваются нравственные качества. Ребенок в игре учится сопереживать, отличать добро и зло… Первые игры ребенка появляются в семье. Приобретенные дошкольником знания умения включаются в игру, в результате чего они переходят в автоматизированное действие – навык. Также в игре ребенок учится регулировать собственное поведение. В сюжетно-ролевых играх ребенок находит отражение образ, сложившийся у него во время игры. В этот период взрослый, в частности родитель или воспитатель берет на себя в младшем возрасте прямую роль, в старшем дошкольном возрасте косвенную роль. В играх формируется механизм личностного поведения, раскрывающий нравственную сторону человеческих отношений. (5)
Каждый возрастной период развития имеет свои особенности и задачи воспитания и развития. А нравственное развитие связано со многими психическими процессами. Например, в раннем возрасте доминирует восприятие, что подчеркивает непосредственность в поведении ребенка. Позже, уже к трем годам опережает память, что является основой накопления и сохранения личного опыта, приобретенного из окружающей действительности. Затем на передний план выходит мышление, которое обобщает факторы нравственности. Внешние условия жизни, переплетаясь с внутренним миром ребенка, определяют социальную ситуацию его развития. Переживания – это и есть связывающее звено между внутренним и внешним миром ребенка. А эмоциональность поступков ребенка выражается в индивидуальном отношении к окружающему миру - в симпатиях, предпочтениях и т. д.
Однако, нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдение педагогических условий. Взрослому необходимо четко поставить воспитательную задачу, направленную на гуманное взаимоотношение со сверстниками в детском коллективе. Важная цель педагогов ДОУ и родителей – создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения со сверстниками (подбор методов и приемов формирования нравственных качеств, способствующих развитию нравственности детей.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что роль взрослых в формировании нравственных качеств дошкольников очень велика. Только с помощью взрослого ребенок может стать полноценной личностью и только после усвоение норм социального поведения ребенок достигает определенного уровня самостоятельности при выборе тех или иных действий. Но, все же, на протяжении всего дошкольного периода взрослый является руководителем процесса формирования личности ребенка.
В процессе развития нравственных качеств взрослому необходимо ориентироваться на деятельностный подход. Это значит, что самым главным методом воспитания являются разные виды деятельности детей. Например, младшие дошкольники, опираясь на пример взрослого, овладевают определенными нормами и правилами поведения в обществе. А приобретенный опыт служит основой осуществления деятельности в первую очередь игры. Обучение детей нормам нравственного поведения взрослые осуществляют в совместной игре или в совместном труде. Позже он переходит к «внешнему» руководству. В соответствии с внешней деятельностью формируется внутренний план действий.
Надо отметить, что в игре ребенок гораздо успешнее управляет своим поведением, чем в повседневной жизни. Также оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение совместных с семьей воспитанников подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, например посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей способствующие развитию личности и воспитания долга защитника Отечества.
Таким образом, необходимо отметить, что проблемы нравственного воспитания находятся и должны находиться в центре внимания. Но, к сожалению, за последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольника. Большое значение дошкольного детства в развитии личности ребенка дошкольного возраста требует разработки более современных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющих упустить благоприятные сроки формирования основ его гармоничного развития.
Методы нравственного воспитания и развития должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования практического опыта, а на то, чтобы ребенок попал в такие условия, при которых поведение, соответствующее моральной норме, становился бы для него лично значимым.
Культура поведения человека, его нравственные качества развиваются также в процессе жизненного воспитания. Уже в раннем возрасте у детей наблюдаются такие особенности поведения, которые можно считать предпосылкой будущих нравственных качеств личности, например, умение соблюдать правила поведения, переживание чувств стыда и вины и т. д. Однако, недостаточное внимание уделяется этой проблеме со стороны родителей (законных представителей) ребенка-дошкольника. Жизненные условия, в которых находится ребенок, это, прежде всего в век компьютеризации требует постоянного внимания к подрастающему поколению. (3)
Самое главное правило при отборе содержания работы с детьми, при реализации тех или иных форм и методов обучения и воспитания и детский сад и семья должны учесть место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.
И в заключении отметим, что нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. И, для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье дошкольника и детскому саду максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как детский сад, так и семья, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом.