Светлана Рябишева
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление деятельности ДОУ, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях:
1. Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка :
Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей должен включать следующее:
– ознакомление родителей с результатами мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;
– анкетирование родителей;
– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
– целенаправленную просветительскую работу;
– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.
В этих целях используются различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад дается информация родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняются отношение пап и мам к различным формам закаливания.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережения детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, медицинских работников, инструктора по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные творческие проекты направлены на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.
Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.
Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов.
Путь к здоровью прокладывает воспитатель, а специалисты, учитывая особенности мальчиков и девочек, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. Гимнастика, массаж, спортивные игры на свежем воздухе, праздники, эстафеты и конкурсы — здесь можно и от души порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию, и научиться быть сильным, гибким, ловким.
Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т. е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.
Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.
Ведущим фактором укрепления здоровья ребёнка является выполнение режима дня. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.
Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. В детском саду питание достаточно хорошо сбалансировано, поэтому в домашних условиях рекомендую компенсировать недостающие пищевые вещества. Большие трудности родители испытывают особенно летом, когда аппетит у детей зачастую снижается, особенно в жару, когда желудочная секреция несколько угнетена и переваривание пищи ухудшается.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий, к числу которых по праву относится закаливание. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам. Закаливание ребёнка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к детскому саду и школе. Мы рекомендуем родителям ежедневно проводить закаливающие процедуры дома. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Одной из частей общечеловеческой культуры является физическая культура. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребёнка, укрепления его здоровья и развития двигательной сферы. Работа по физической культуре с детьми направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка.
Мне думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям.
Таким образом, совместную работу с семьёй по воспитанию здорового ребёнка стоит строить на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.