Александра Баранова
Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка
▼ Скачать
Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка
Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Успех музыкального развития ребенка зависит, прежде всего, от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьей и детским садом. Только творческий союз педагогов и родителей могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Поэтому музыкальные руководители, воспитатели, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания в семье, рассказывают им о том музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении, а также о педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей. Такая информация есть в каждой группе нашего детского сада в «Уголке специалиста», в ходе которой родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в дальнейшем самообразовании.
Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых музыкальных занятий, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а иногда и сами являются участниками перечисленных мероприятий. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с содержанием музыкального образования, с различными видами и формами музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. В группах есть папки-передвижки, где родители могут ознакомиться с информацией о предстоящем празднике, познакомиться с музыкальным репертуаром, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Воспитатели на группах организуют фотовыставки о проведенных сезонных праздниках или праздниках Народного календаря. Но помимо музыкальных занятий, развлечений, праздников музыка может и должна включаться в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Использование музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.
Мастер – класс «Весёлые путешественники»
Цель:
Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.
Задачи:
• развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
• формировать правильное диафрагмальное дыхание;
• отрабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой;
• развивать звуковысотный, ритмический, фонематический слух, просодические компоненты речи;
• развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические навыки;
• развивать коммуникативность;
• формировать навыки релаксации.
Материал и оборудование:
Компьютерная установка и проекционный экран, картонные нотки 2-х цветов (желтого, красного, корзинка, киндер-сюрпризы с текстом пословиц, стаканчики из-под йогурта, цветная бумага, клей, верёвочка, 2 большие пуговицы, 2 набора детских музыкальных инструментов, телевизор, DVD-плеер, текст разминки, столы.
Ход семинара:
Ведущий.
Добрый день уважаемые родители.
Я рада приветствовать вас у нас в гостях. А чтобы нам с вами было комфортнее далее работать, я предлагаю вам поделиться хорошим настроением, поприветствовать друг друга. Так мы это делаем с детками в группе раннего развития «Вместе с мамой».
«Ладошечка»
Под музыку поглаживаем свою ладошечку, затем поглаживаем ладошечку соседа.
Дай ладошечку моя крошечка,
Я поглажу её понемножечку.
И так все в хорошем настроении. Мы можем начинать наше путешествие.
Собрались мы здесь не зря.
Что нас всех объединяет?
Коллектив наш отгадает!
Все послушаем загадки,
И в кроссворд внесем отгадки…
Кроссворд.
По горизонтали:
1. Поиграем со словами,
Поиграем вместе с вами,
Я – проказник, он – проказник
Приглашаем всех на (праздник).
2. Кто на вопросы мне ответит,
Кто расскажет про все вокруг?
Да, волшебники есть на свете,
Книга – лучший спутник и (друг).
3. Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Выполз из пеленок маленький (ребенок).
4. Здесь всегда гурьбой веселой
Любят дети поиграть.
Поиграли, поплясали
И пора им (отдыхать).
5. Отгадайте-ка загадку –
Подскажу я вам разгадку!
Где встречаются цари,
Золушки и короли?
Кто научит нас добру,
Лени дать отпор и злу?
Кто совет нам да подсказка?
Ответ готов! Ведь это (сказка).
6. Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?
КРОССВОРД
Ведущий. Какое же волшебное слово получилось у нас по вертикали? Музыка, правильно!
Мир музыки так чудесен, дорогие друзья,
Потому в нем без музыки обойтись нам нельзя!
«Взаимодействие детского сада и семьи
как условие развития музыкальных способностей ребенка»
Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Успех музыкального развития ребенка зависит, прежде всего, от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьей и детским садом. Только творческий союз педагогов и родителей могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Поэтому музыкальные руководители, воспитатели, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания в семье, рассказывают им о том музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении, а также о педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей. Такая информация есть в каждой группе нашего детского сада в «Уголке специалиста», в ходе, которой родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в дальнейшем самообразовании.
Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых музыкальных занятий, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а иногда и сами являются участниками перечисленных мероприятий. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с содержанием музыкального образования, с различными видами и формами музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. Во группах есть папки-передвижки, где родители могут ознакомиться с информацией о предстоящем празднике, познакомиться с музыкальным репертуаром, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Воспитатели на группах организуют фотовыставки о проведенных сезонных праздниках или праздниках Народного календаря. Но помимо музыкальных занятий, развлечений, праздников музыка может и должна включаться в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Использование музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.
Ведущий. А теперь я предлагаю в путешествие отправиться!
В детство всем нам заглянуть,
Ну а вдруг понравится? Вы согласны? В добрый путь.
Не будем время мы терять, команды будем собирать!
Звучит музыка. Ведущий раздаёт нотки двух цветов, предлагает родителям построиться по командам, соответствующим цвету нотки, которую они получили. На обратной стороне написан текст пожелания другой команде.
Ведущий. Прежде чем пустится в путь, пожелаем друг другу что-нибудь!
Кричалка – приветствие.
Команда желтых.
Добро пожаловать, друзья!
Мы рады видеть вас!
Команда красных.
Мы здесь собрались, как семья,
Настал наш звездный час!
Ведущий. Итак, команды к путешествию готовы!
Королева музыки вас приглашает и мастерские открывает.
В них будут игры, танцы, смех.
Вас ожидает здесь успех!
Чистоговорка «Чемоданы собираем» (автор О. С. Боромыкова).
Чемоданы собираем – кладут ладошку на ладошку
И в автобус загружаем – складывают руки «полочкой» и меняют их местами
Пассажиры суетятся – «моталочка»
На сидения садятся – хлопают в ладоши
Уезжаем, уезжаем – машут правой, а затем левой рукой – прощаются
Телеграммы посылаем – кулачком правой руки стучат по левой ладони
Вот вокзал – поднимают руки вверх
Автобус ждёт – опускаю руки на колени.
Ведущий: Я предлагаю вам пройти в автобус и занять свои места.
(Все участники встают со стульчиков, обходят их кругом).
Танец-игра «Автобус» (нем. песенка, обр. Е. Железновой)
1. Мы все в автобусе сидим – шлепки поочередно каждой рукой о колено
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, - глядим вправо-влево
Все глядим.
2. Глядим назад, - поворот корпуса назад
Глядим вперед, - поворот корпуса вперед
Вот так вот, вот так вот – движения повторяются
Ну что ж автобус не везет, - удивленно поднимают поочередно плечики
Не везет.
3. Колеса закружились, - «моталочка»
Вот так вот, вот так вот.
Вперед мы покатились, моталочка с наклоном вперед-назад
Вот так вот.
4. А щетки по стеклу шуршат, - «часики»
Вжик-вжик-вжик – 2р.
Все капельки смести хотят,
Вжик-вжик-вжик.
5. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип – 2р. – указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа
Мы громко, громко все гудим,
Бип-бип-бип.
6. Пускай автобус наш трясет, - отрываем пятки от пола одновременно двумя ногами
Вот так вот – 2р.
Мы едем, едем все вперед, - крутим руль вправо-влево
Вот так вот!
Ведущий. Ну, вот мы и приехали.. (встают возле стульчиков).
Пальчиковая игра «Ладушки» (авторская)
Ладушки-ладошки, - 4 хлопка
Заглянем мы в окошко - рисуют «окошко»
Мы в окошко – тук-тук-тук - стучат кулачком о ладошку
Открывайте! Я – ваш друг! - руки разводят в стороны
Вытирайте ножки, заходите крошки!
садятся на стульчики.
Ведущий: Перед нами музыкальная гостиная. Вы все когда-то мечтали побывать музыкантами. Ну, вот ваша мечта и сбудется. Командам нужно озвучить текст, выбрав для себя нужные музыкальные инструменты. (1 мин)
(команды озвучивают свой текст на солнышке).
«Солнышко, выгляни скорей.
Загляни в моё окно поскорей!»
Ведущий: А вот сейчас нас встречает концертный зал «Восприятие». Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности. Через восприятие музыки ребёнок учится эмоционально откликаться на окружающую его среду. Вы сейчас прослушаете фрагмент музыкального произведения, и вам нужно сказать какую музыку вы услышали.
Команды слушают фрагмент «Волшебные колокольчики» муз. В. Моцарта.
Ведущий: А сейчас послушайте, что об этом произведении говорят дети подготовительной группы.
Видеоролик.
Ведущий: А чтоб наше веселое путешествие запомнилось вам, я предлагаю вам смастерить колокольчик. Подходим к столам, на которых раздаточный материал. Изготавливаем колокольчик.
Берётся стаканчик из-под йогурта. На дне стаканчика ножницами делается отверстие. Продевается верёвочка, которая предварительно продета через большую пуговицу. Закрепляется. Стаканчик украшается.
Ведущий: А вот автобус, который уже поджидает нас. И мы отправляемся с вами обратно в детский сад.
Танец-игра «Автобус» (нем. песенка, обр. Е. Железновой)
1. Мы все в автобусе сидим – шлепки поочередно каждой рукой
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, - глядим вправо-влево
Все глядим.
2. Глядим назад, - поворот корпуса назад
Глядим вперед, - поворот корпуса вперед
Вот так вот, вот так вот – движения повторяются
Ну что ж автобус не везет, - удивленно поднимают поочередно плечики
Не везет.
3. Колеса закружились, - «моталочка»
Вот так вот, вот так вот.
Вперед мы покатились, моталочка с наклоном вперед-назад
Вот так вот.
4. А щетки по стеклу шуршат, - «часики»
Вжик-вжик-вжик – 2р.
Все капельки смести хотят,
Вжик-вжик-вжик.
5. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип – 2р. – указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа
Мы громко, громко все гудим,
Бип-бип-бип.
6. Пускай автобус наш трясет, - отрываем пятки от пола одновременно двумя ногами
Вот так вот – 2р.
Мы едем, едем все вперед, - крутим руль вправо-влево
Вот так вот!
Ведущий. Ну, вот мы и приехали. Проделан долгий путь.
Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)
Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раздадим мы вам,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.
Звучит музыка. Ведущий командам раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки.
1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
2. В одиночку не одолеешь и кочку.
3. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.
4. Играть играй, да дело знай.
Ведущий. Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:
Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой и дружной семьи,
Где мамы и папы, и внуки, и дети,
Живут в мире, дружбе, любви!
Ведущий: Не было бы родителей – не было бы ребенка. Не было бы праздников, напряжения мысли, всплеска бурных эмоций.
Родители – это те, кто всегда заставляет нас быть в тонусе, следить за собой и выстраивать сложные отношения. Мы и родители – звенья одной цепи.
Но мир без искусства
Нам всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка – главное чудо на свете,
И с детства - наша путеводная звезда.
На память о нашей встрече хочется подарить вам колокольчики, которые вы сделали своими руками, с наилучшими пожеланиями о новых встречах. Всем большое спасибо.
Литература.
1. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. - М. : Сфера, 2009
2. О. С. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 1999
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2001
4. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2005
5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - Москва: “Просвещение” “Владос”, 1994