Инна Каримова
Взаимодействие детского сада и семьи по созданию благоприятных условий, направленных на развитие здорового образа жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников.
Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему в комплексе: детский сад, семья, общественность. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Поэтому целью моей работы стало:
Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.
Задачи:
• обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
• оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
• учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
• привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
• расширить спектр средств и способов работы с родителями;
Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми. Желателен творческий, неформальный подход к вопросу организации взаимодействия с родителями.
• Существуют нетрадиционные формы работы с родителями: Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;
• Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми ;
• Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
• Наглядно-информационные- ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей;
Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки, где они могут приобрести определённый педагогический опыт. В связи с этим я в группе провожу следующую работу которая предполагает несколько этапов.
Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребёнка.
С этой целью я провожу родительские собрания «Стартуем вместе», в ходе которого родители знакомятся с основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы детского сада.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого использую такой метод, как анкетирование и опросы, которые провожу как в письменной так и в электронной форме, т. е через сайт группы. Такая форма работы позволяет
- получить информацию о ребёнке, его жизни в семье ;
- обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду.
- помогает анализировать качество проводимой работы с родителями. При опросе рассматриваю такие темы как («Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка,«Организация здорового образа жизни», «Организация подвижных игр» «Семейные традиции», и др.)
- Организую фотовыставки по теме «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребёнка»;
- Родители оформляют дневники здоровья с фотографиями и короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье,рисунками,отражающими их спортивную жизнь;
- Организую конкурсы семейных газет «Здоровье – это…», или «Правила здорового образа жизни» Все это следующая ступенька на пути знакомства с семейными традициями и достижениями. Зачастую эти формы пропаганды ЗОЖ семей являются продуктом коллективного творчества детей и родителей
Второй этап – это формирование установки на сотрудничество.
Здесь использую следующие формы работы:
• это консультационная помощь и составление индивидуальных планов по укреплению здоровья и двигательному развитию детей в семье;
• ежемесячно обновляю информационный стенда для родителей и групповые рубрики в родительских уголках, освещающих вопросы оздоровления;
• провожу индивидуальные и групповые консультации, которые дают возможность правильно выстроить воспитание и развитие ребёнка в домашних условиях;
•даю рекомендации в виде буклетов, памяток и папок – передвижек, которые помогают родителям накапливать багаж знаний по физическому воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;
• делаем выставки (методических пособий, научно-популярной литературы, фотоколлажей и т. д.) .
Третий этап – организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам воспитания.
На этом этапе используются следующие формы работы:
*Такие как Семейное словесное творчество т. е «Сочиняем вместе» когда дети вместе с взрослыми должны сочинить и оформить сказки, стихи, рассказы на тему ЗОЖ ; это и художественное творчество т. е (совместные работы детей и родителей – рисунки, коллажи - «Любимые игры на прогулке», «Наши любимые спортивные игрушки», «Я здоровым быть мечтаю!» и др. ;
* Даю родителям задания на дом например (придумать и нарисовать вместе с детьми талисман Олимпиады 2014 г, эмблему своей семьи и. т. д) ;
* Провожу совместную двигательную деятельность детей и родителей. Такие как развлечение («За здоровьем всей семьей», «Ай, да папы!», где дети на равне с родителями учавствуют в различных конкурсах и соревнованиях. Организую совместную досуговую деятельность «Путешествие на планету Здоровья», «Секреты здоровья». «Не боимся стужи, со здоровьем дружим» и. т. д
Использую такую форму работы как «Встречи с интересными людьми» или (родителями - спортсменами). Т. е стараюсь показать личный пример людей, которые профессионально занимаются спортом, и добились значительных успехов в этой области,так как наглядный пример имеет решающее значение в повышении у детей интереса к физической культуре. Встречи с такими людьми, живое общение с ними, экскурсии на место их работы - в спортивные клубы, дают возможность детям понять, что спортсменом, физически развитым человеком может стать каждый, стоит лишь приложить старание и упорство;
В результате использования многообразных форм работ с родителями, направленных на формирование здоровья и здорового образа жизни в группу с помощью родителей приобрели массажные коврики для профилактики плоскрстопия,пополнили зону по физическому воспитанию необходимым оборудованием и атрибутами,в целях гигиены приобрели футляры для расчесок, благоустроили детскую площадку, тем самым организовав рациональный отдых для детей во время прогулок. Изготовили дидактические игры, картотеки игр и упражнений по здоровьесберегающему направлению. Организация всех таких мероприятий сближает детей и родителей, доставляет радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании –это личный пример взрослых. Такие мероприятия предоставляют детям и родителям дополнительную возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.
На заключительном этапе провожу анализ проведенной работы, планирую дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляю сравнения результатов с начальными, провожу анкетирование родителей с целью выявить степень удовлетворенности работой. А также провожу наблюдение за динамикой показателей здоровья детей с целью анализа эффективности проведенных мероприятий.
Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.