Эльвира Аминева
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное – всесторонне развивает его как личность. Художественно – эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценить его. Для успешного решения этой задачи важнейшим условием является тесное сотрудничество педагогов с семьей. Дети предпочитают продуктивную деятельность. Совместное творчество детей и родителей формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Целью нашей работы в данном направлении является вовлечение родителей в участие в образовательном процессе через совместное творчество
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
педагогов, детей и родителей.
Задачи: установление доверительных отношений; создание условий для творческой самореализации; способствование творческому развитию
личности детей; развитие у детей коммуникативных навыков; формирование уважительных взаимоотношений семьи и ДОУ.
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно- эстетическому развитию детей представлено в двух блоках: информационный и практический.
Основной задачей информационного блока является создание в семье условий для художественно - эстетического развития ребёнка через :
- развитие интереса к искусству (посещение выставок, концертов;
просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы);
- приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);
- создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалом для рисования, лепки, ручного труда);
- совместная художественная деятельность детей и родителей. Целью нашей работы в данном направлении является вовлечение родителей в участие в образовательном процессе через совместное творчество
педагогов, детей и родителей.
Информационный блок работы детского сада и семьи включает в себя ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значение на развитии личности ребёнка. В содержание информационного блока входят следующие мероприятия:
-родительские собрания;
На родительских собраниях мы осветили темы:
1. «Роль эстетического и функционального оформления участка для прогулок в летний и зимний периоды».
2. «Нетрадиционное художественное творчество».
-консультации (индивидуальные и подгрупповые);
Часто лично беседую с родителями о их детях, делюсь успехами, радостями и огорчениями. В этом году в нашей группе действует кружок по нетрадиционным методам рисования, где мы рисуем пальцами, ватными палочками, ладошками, крупой. На последнем занятии рисовали черепаху пшенкой.
-Наглядный материал в «Родительских уголках»- где можно найти и прочитать полезную информацию, имеется библиотека, в которой собрана педагогическая литература по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию».
- Анкетирование;
Провела анкетирование на тему: «Любит ли ваш ребенок рисовать?» выявила 85% интерес.
- Использую наглядную агитацию. Так например, создала альбом «Оформление летнего и зимнего участка детского сада». Что позволило с помощью родителей оформить участок.
Говоря о практическом блоке в художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны – родители-дети-педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители. Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер.
К практическому блоку относятся мероприятия (дети-родители-педагоги) :
- музыкальные праздники и развлечения с участием родителей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями. Также родители наших воспитанников помогают пополнять развивающую среду по художественно-эстетическому развитию детей (изготовление атрибутов для театрализованной деятельности, пошив костюмов, изготовление наглядного материала и дидактических пособий)
Хорошей традицией детского сада и семьи стало проведение тематических выставок с участием родителей: «Дары осени», «Кормушки для птиц», «Мой ласковый и нежный зверь», «Золотые руки» Проведя эти конкурсы еще и еще раз убеждаешься какие наши родители талантливы. Также родители наших воспитанников помогают пополнять развивающую среду по художественно-эстетическому развитию детей (изготовление атрибутов для театрализованной деятельности, пошив костюмов, изготовление наглядного материала и дидактических пособий)
Важно отметить совместное творчество детей и родителей. Большой интерес родителей наблюдается на тематических родительских собраниях
Немаловажное значение имеет эстетичное оформление информации для родителей. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован.
Большим интересом у родителей являются консультации по ИЗО, родители узнают о том, что можно использовать не только краски, кисточку, бумагу, но и нетрадиционный и бросовый материал (шишки, пёрышки, палочки, листочки и т. д.); Консультации на тему «Всё своими руками» способствуют укреплению связей ДОУ и семьи, побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей.
Родители оказывают помощь в организации ремонта групп и участков.
Всё это непременное условие интеллектуально - творческого потенциала ребёнка - создание вокруг атмосферы радости и понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учётом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, чтобы вместе с ребёнком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей, а применение разнообразных методов и форм работы с семьями превращают сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно - эстетического развития формирующейся личности ребёнка. Уже у трёх - четырёхлетних малышей есть свои излюбленные цвета и их сочетания, свои творческие «секреты», свои «режиссёрские» приемы. Если у девочки, например, любимый цвет розовый, то и любимых героев своих рисунков она окрашивает в этот цвет. Иные малыши любят рисовать машины, людей, животных. Это пристрастие может длиться годами, в этом нет ничего плохого. Плохо, если в рамках избранного ребенком «творческого направления» не происходит никаких сдвигов, если с годами складывается мертвый стереотип, если рисунки ребёнка не обогащаются свежими впечатлениями. Маленький человек пришёл в большой, сложный и во многом пока ещё непонятный, а где – то даже и пугающий мир, и родители, да и вообще взрослые, должны помочь ребёнку найти и полюбить этот мир, его красоту, а так же красоту слова, краски, звука.