Филиппова Ольга
Взаимодействие дефектолога и воспитателя детей старшего возраста с амблиопией и косоглазием «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
«Космос»
Воспитателям рекомендуют :
1. Вызвать интерес к космическому пространству, познакомить с первым космонавтом Ю. Гагарин;
2. Расширить представление детей о профессии космонавта, астронома
3. Дать понятия планет солнечной системы;
4. Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор.
1. «Развиваем внимание»
1.1 Рассмотреть картинки по теме, что изображено?.
Публикация «Взаимодействие дефектолога и воспитателя детей старшего возраста с амблиопией и косоглазием „Космос“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
1.2 «Чего не стало?» магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет. Педагог располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.
1.3 «Найди предмет по названному цвету» (Педагог называет цвет а дети находят предметы данного цвета и называют их)
1.4 «Что есть в небе»
В небе есть самолеты, вертолеты.
В небе есть звезды.
В небе есть спутник.
В небе есть солнце. И т. д.
1.5 «Что нужно космонавту?»
Ракета, небо, скафандр и т. д.
1.6 «Измени по образцу»
Солнце – солнечный. Космос - …. ; Спутник - …; Земля - … ; Звезда - … ; Луна - …;
1.7 «Какое слово отличается от других?»
Астроном, астроном, гастроном, астроном.
Орбита, орбита, орбит, орбита.
Спутник, спутник, путник, спутник.
2. «Развиваем память и речь»
2. 1 Выучить считалку:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун.
2.2 «Скажи наоборот»
Далеко- близко.
Высоко – низко.
Улететь - …
Взлететь - …
Темно - …
Ярко - …
Тесно - …
Где какой?
На Земле – земной.
На Луне - … лунный
На солнце - … солнечный.
2.3 «Сосчитай-ка»
Один большой метеорит, два больших метеорита,., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,.
Одна быстрая ракета,.
Одна опытный космонавт,.
Одна далёкая планета,.
2.5. «Составь предложение»
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
2.6 «Подбери признак» педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:
космонавт (какой) —.
ракета (какая) - ….
Небо (какое) - ….
2.7 Д/И «Назови ласково»
Звезда-
Космонавт-
Земля-
Полет-
Корабль-
Скафандр-
3. «Развиваем конструктивный праксис»
3.1 Построить из строительного материала (кубиков)космический корабль. По образцу или самостоятельно)
4. «Развиваем ориентировку в большом и малом пространстве»
4.1 «Скажи где что стоит»
4.2 «Расположи туда, куда скажу»
4.3 «Найди по описанию и раскрась, обведи, заштрихуй»
5. «Развиваем мышление»
5.1 «Четвертый лишний»
Солнце, Луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припозднится, приземлиться.
5.2 «Отгадай загадки» см. приложение
5.3 «Исправь ошибку»
Шофер приготовился к полёту на Марс.
Почтальон продаёт газеты в киоске.
В парикмахерской подстригает людей медсестра.
Портниха покрасила окна.
Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.
С детьми проводит занятие кассир.
6. «Развиваем фонематическое восприятие»
6.1 «Поймай звук» Дети хлопают в ладоши на звук «Ж» топают на звук «Ш»
6.3 «Выдели звук» Выделить первый звук в словах: Космос, Земля, жизнь, скафандр, звезда, Меркурий, звездочет, ракета, спутник, планета
Игры на развитие общей моторики «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
Зрительная гимнастика «Ракета»
Раз, два, три
Ремни пристегни. Ракета ввысь лети.
Космонавты, глубже дыши.
Посмотри в иллюминатор, вдруг!
Чудеса одни вокруг.
В воздухе, как ласточки, мы парим
Из отсека в отсек мы летим.
Садимся в кресло мы с трудом
Еще трудней удержаться в нем.
Вот приземляемся мы на Земле,
Чтобы знания получить тебе и мне. Дети следят за любым предметом.
Пальчиковая гимнастика «В космос полетел отряд»
Раз, два, три, четыре, пять –(По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)
Поднимает руки в вышину, (Поднимаем руки вверх)
Видит желтую луну. (Показываем круг)
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
Отгадай загадки
Светит, сверкает,
Всех согревает… (солнце)
Рассыпался горох на тысячи дорог… (звёзды)
Ночью светит всем она
Белолицая …. (луна)
Он не летчик, не пилот.
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети. кто, скажите,это? (космонавт)
В синем небе огонек
Всех внимание привлек.
Он вокруг земли летает.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … ракете.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … земля
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … телескоп
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. Гагарин.
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … метеорит.
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … Луна.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … спутник.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
РАССКАЗЫ
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
Солнце
Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотни раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.
Вопросы:
1. Что такое Солнце?
2. Что дает Солнце людям?
3. Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?
Почему Солнце всходит и заходит?
Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли и на самом деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.
Вопросы:
1. Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?
2. Что происходит на самом деле?
Космические станции
В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды. Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.
Вопросы:
1. Для чего нужны космические станции?
2. Что сегодня делают на космических станциях?
Детям о космосе
Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пят-на – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.