Галина Сапрыкина
Выступления на муниципальной научно-практической конференции педагогических работников воспитателя МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве. Ребенок использует речь для выражения своих чувств, желаний, мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Публикация «Выступления на муниципальной научно-практической конференции педагогических работников воспитателя МДОУ» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие ребё нка дошкольного возраста предполагает: овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребёнка, формирования творческой активности и самостоятельности.
Работу с детьми я начала в средней группе. Из наблюдений, бесед с детьми я заметила, что многие дети не произносили большую часть звуков, при рассматривании объекта или предмета говорили одним словом, не строили рассказы из простых связных предложений. В подтверждение своих доводов была проведена диагностика по развитию по развитию связной речи по следующим критериям:
1. Умение пересказывать знакомые произведения.
2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе.
3. Умение составлять рассказы из личного опыта.
4. Участие в играх и инсценировках по литературным произведениям.
Результаты диагностики показали, что только 19% детей владеют навыками связной речи. Проанализировав сложившуюся ситуацию, я выявила проблему, что значительная часть детей испытывает затруднения в построении рассказа, его логической последовательности и языковом оформлении высказываний.
В процессе решения проблемы я пересмотрела перспективное планирование по развитию речи, обогатила предметно - развивающую среду: оформила дидактические игры, подобрала картинный материал, изготовила альбомы стихотворений, потешек, загадок, создала картотеку пальчиковых игр. Чтобы сделать процесс обучения привлекательным, занимательным, развивающим, я решила использовать в работе с детьми метод мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основной секрет мнемотехники очень прост: когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, то, что ассоциируется – то запоминается. Свою работу я начала по принципу: от простого к сложному.
Сначала знакомила детей с простейшими мнемоквадратами. Мнемоквадрат - понятное, одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Чтобы составить рассказ по мнемоквадрату необходимо иметь словарный запас. Для обогащения словаря использовала игры и упражнения с опорой на наглядность «Вершки и корешки», «Что лишнее?», картинки-путаницы, «Что не так?», игры на подбор синонимов «Какой, какая, какое». Рассматривая мнемоквадрат, ребенок осмысливает изображение и рассказывает о нем.
Затем мнемодорожка - несколько мнемоквадратов, соединённых линейно, ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-4 предложений. Сначала рассказы по мнемодорожкам были однотипными, похожими, повторяющимися. Я способствовала появлению в речи предложений с однородными членами проводя игры «Кто больше назовет определений, глаголов действий?». Рассказы становились более ярче и разнообразнее.
В течение дня проводились наблюдения за явлениями живой и неживой природы, за окружающим миром. В группе вспоминали, обсуждали наблюдаемые объекты, я прорисовывала схемы. Заинтересовавшись дорожкой-схемой, дети сосредотачивались на определенном образе, делились впечатлениями, старались придумать интересные, связные предложения.
В старшей группе познакомила детей с мнемотаблицами. Они представляют собой изображения основных звеньев сюжета, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Важно, чтобы все образы, заключённые в мнемотаблицу были доступными и понятными, а первоначальный объём информации не должен превышать 9 мнемоквадратов.
В своей работе я использую разные виды мнемотаблиц: предметные, предметно-схематичные, схематичные. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать строение, последовательность рассказа, его лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по решению следующих задач:
• обогащение словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Работу с мнемотаблицами провожу поэтапно:
1 этап: Сначала рассматриваем и разбираем то, что на ней нарисовано. Например: клюв; разноцветные пятна; два разных круга; домик; мошка; снежинка.
2 этап: Преобразовываем из символов в образы. Например: клюв - птичка; разноцветные пятна – цвет; два разных круга - размер; домик – жилье; мошка – питание; снежинка – перелетная или зимующая.
3 этап: После перекодирования - пересказ материала по заданной теме. Например: Это ласточка. Она черного цвета. Маленькая. Живет под крышей дома. Питается мошками. Осенью улетает на юг.
Сначала дети бояться пересказывать, рассказывать, потому что им кажется, они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но со временем понимают - пересказывать по картинкам - это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно этот вид деятельности превращается в игру, и никто уже не боится ошибиться.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение. Например, стихотворение И. Сурикова «Детство». Первое изображение – деревня, второе – дом, третье – ребенок на горе с санками и тд.
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Я стараюсь подобрать такой текст для пересказа, который эмоционально захватил бы ребенка, чтобы он хотел слушать его много раз, как в исполнении взрослого, так и в исполнении сверстников. Ведь в пересказе совершенствуется структура речи ребенка, её выразительность, умении строить предложения. При помощи мнемотаблиц, ребенок делит текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков. Красочные определения, яркие, необычные сравнения в тексте помогают ребенку применять и использовать их в своей речи.
Описательный рассказ - это наиболее трудный вид монологической речи. Мнемотаблицы использую для составления описательных рассказов об игрушках, одежде, овощах и фруктах, птицах и животных. Использую простейшие алгоритмы-схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков. Они помогают самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмет. Я также использую таблицы о временах года. Благодаря схемам дети эмоционально и связно выстраивают цепочку своего рассказа, определяя характерные признаки.
Очень интересен способ составления мнемотаблиц к загадкам. В учебном году начала создание картотеки загадок и разрабатывание мнемотаблиц к ним.
Для достижения высокой результативности педагогического процесса особое внимание уделяю взаимодействию с родителями. В семье дети закрепляют умения, которые получают в дошкольном учреждении. Например, родителям вместе с ребёнком предлагаю с помощью таблиц зарисовать и сочинить рассказ об интересном событии семьи (как прошёл выходной, как я помогал маме, папе, посещение циркового представления и т. д.) и создать по этим таблицам книжки-самоделки.
Я стараюсь заинтересовать родителей, использую папки-передвижки «Речь пятилетнего ребенка», «Советы неравнодушным родителям», провожу индивидуальные и подгрупповые консультации, индивидуальные беседы, отмечаю достижения детей в родительском уголке, обновляю уголок «Великие премудрости», предлагаю домашние задания.
На семинаре-практикуме «Развитие связной речи дошкольников», я делилась опытом, рассказывая о значимости метода мнемотехники в развитии связной речи. Я объяснила родителям, что для изготовления картинок-схем, не требуются художественные способности: любой человек в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
При проведении повторной диагностики я увидела, что результаты заметно улучшились. Высокий уровень стал выше на 21 %, а низкий уровень уменьшился на 9 %. Систематическая целенаправленная работа дала положительные результаты.
Хочется отметить положительные эффекты: мощное развитие визуального мышления, выработка устойчивого внимания, повышение речевой активности и творческого воображения. Дети преодолели робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед слушателями. С желанием принимали участие в конкурсе чтецов. Они с желанием общаются друг с другом и взрослыми. Научились составлять рассказы из 5 и более предложений, прорисовывая их. Речь улучшилась, дети говорят грамотнее, замечают и пытаются исправлять ошибки в речи товарищей. Словарный запас стал богаче. Дети стали правильно оформлять свою мысль в виде предложений
Обязательно буду продолжать работу с мнемотаблицами в подготовительной группе. Выступая творцом собственного произведения, дошкольник испытывает чувство удовлетворённости, что в свою очередь сформирует у него чувство успеха и уверенности в своих возможностях.