Татьяна Козловская
Выступление на региональной научно-практической конференции «Технология. Искусство. Творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование возможностей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей 5-8 лет для решения проблем преемственности технологического обучения : детский сад - начальная школа
Козловская Татьяна Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ ЦРР детский сад №29 «Дубравушка» Городского округа Подольск
Публикация «Выступление на региональной научно-практической конференции „Технология, Искусство, Творчество“» размещена в разделах
Тема нашей конференции очень созвучна современным запросам человеческого общества. Сегодня, как никогда, нужны люди деятельные, энергичные, творческие. Задача развития творческих способностей выделена в стандарте дошкольного образования. Уверена, что в триаде слов «Технология. Искусство. Творчество» именно последнее является определяющим. Считаю, что мастерство и творчество понятия неразделимые. Невозможно достичь совершенства в любом деле, если нет стремления к творчеству. А способность творить, создавать что-то новое – есть высшее проявление мастерства. И хотя продукт творчества дошкольников не имеет общечеловеческой новизны (создать объективно новое ребенок по целому ряду причин пока не может, но субъективная ценность, как средство творческого роста, значима не только для конкретного индивида, но и для общества. Продуктивная изобразительная деятельность позволяет эффективно решать вопросы индивидуального развития личности ребенка, на которые нас нацеливает ФГОС дошкольного и начального образования. И, на мой взгляд, многих проблем, связанных с преподаванием технологии и изобразительной деятельности можно было бы избежать, если бы больше внимания уделять задачам развития детского художественного творчества на этапе дошкольного детства.
Анализ трудностей, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, позволяет обозначить две существенные проблемы: недостаточно высокий уровень развития мелкой моторики и (что, на мой взгляд, очень важно) шаблонность, стереотипность при выполнении тех или иных творческих заданий. Комплексы, стереотипы, рамки… как их развенчать в сознании малышей? А сделать это необходимо, ведь на школьном этапе этот вопрос решается уже гораздо сложнее. За ответом на вопрос обратилась к трудам именитых ученых. Изучение методической литературы и собственный опыт работы изомастером, окончательно убедил меня в том, что организация дополнительного образования будет хорошим подспорьем для преодоления вышеуказанных трудностей. Причем организовывать работу необходимо, как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками. И, что самое главное, тематику для таких занятий подбирать надо с особой тщательностью. Чтобы, они, с одной стороны, позволяли вооружить воспитанников обобщенными способами изображения, а с другой – оставляли широкий простор для самовыражения.
Хочу на примерах рассказать о моих творческих находках.
В начале учебного года предлагаю такое творческое задание : «Интересный случай на отдыхе». Сама тема, погружает детей в атмосферу приятных воспоминаний, настраивает на творчество.
Небольшая предварительная беседа помогает вспомнить забавные летние эпизоды, курьезные случаи. Как бы, между прочим, рассказываю «свой случай на море» - отдыхала, загорала, не заметила, как уплыли в море шлепки. Веселый смех, эмоции и жесты, глубже погружают в атмосферу будущего рисунка. Каждому из детей заранее готовлю тонированный лист бумаги А3, объемные силуэты шлепок для пляжа предлагаю на выбор. Чтобы подогреть интерес к предстоящей работе, не ограничиваюсь одним видом силуэта и цветовым решением. У детей есть возможность выбора по своему желанию. И благодаря этим мелочам, большому количеству вариантов цветовых и композиционных решений на доске, ребенок сам не замечает, как начинает творить. Он рисует море то, какое видел сам, добавляет камушки, ракушки и барашки на волнах. А все почему… Да потому, что увлекся самой идеей нарисовать необычную картину. Таких «смешных» заданий ему еще не приходилось выполнять… Минуты самостоятельного творчества быстро сменяются желанием поделиться, рассказать, показать готовый рисунок. Наперебой обсуждают, замечают интересные находки, яркие красочные решения. Волна удовольствия от проделанной работы только увеличивается. И с этими эмоциями они с нетерпением и радостью встречают вечером родителей. Хочу сказать много теплых слов о помощи воспитателей и родителей. Они никогда не остаются равнодушными к этим рисункам, само собой рождается живой диалог между взрослым и ребенком, группой детей и взрослыми. А это очень важно!
Мои наблюдения и исследования известных специалистов убедительно доказывают, что, если не спешить с показом способов рисования предметов той или иной формы в начальный период овладения ребенком изобразительной деятельности, но при этом заботиться о накоплении богатого сенсорного опыта (сравнения, анализа, о развитии восприятия и общей культуры, он значительно раньше и свободнее начнет самостоятельно изображать довольно сложные предметы). У него не будет возникать желание рисовать только то, что ему показали, как рисовать.
Тема моря повторяется еще в одной работе, посвященной произведениям великого русского поэта А. С. Пушкина. Изучая творчество поэта, обращаю внимание детей на красочное, поэтичное описание природы, животных, моря. Цитатами из разных произведений с описанием моря и начинается это занятие. Пока звучат строки знаменитых произведений, дети накладывают широкие мазки в такт стихотворным строчкам, украшают небо воздушными облаками, используя уже другую кисть. В довершении работы наклеивают объемный силуэт Царевны-лебедь. Он самостоятельно создается детьми за несколько минут из простого листа бумаги при помощи ножниц. Художественное слово стараюсь чаще использовать и на других занятиях. Мне самой когда-то в детстве бабушка наизусть читала незабываемые сказки А. С. Пушкина, поэтому стремлюсь, чтобы и наши дети, и внуки с самого рождения черпали вдохновение для творчества из произведений русских классиков….
Моя задача найти и предоставить детям такие темы занятий, которые обогащают их сенсорный опыт, когда зрительное восприятие предметов дополнено возможностью перемещать нестандартно выбранный материал силуэтной заготовки по листу бумаги, а также возможностью оформить вначале фоновое решение будущей картины, получить необходимый заряд творческого потенциала при выборе палитры красок. Не сомневаясь, что вся работа будет сделана так же легко и свободно как первые широкие мазки кистью по белому листу.
Одной из удачных тем считаю «Дымковскую ярмарку». Самые обычные бумажные силуэты дымковских коней, которые хорошо знакомы дошкольникам благодаря занятиям по лепке, аппликации и рисования на протяжении всего времени пребывания в детском саду, приобретают особый колорит, если заранее продумать цветовое фоновое решение и предоставить возможность самостоятельно декорировать фон. Использование фигурных степлеров для получения деталей декора обусловлено особенностями восприятия современного ребенка: им интересны яркие, красочные, динамичные объекты.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника и для младшего школьника, его желание действовать вообще и продуктивно в частности, а так же потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Шестилетние и восьмилетние с одинаковым удовольствием приступают к работе над темой «Угощение для праздничного стола». Но эта тема для меня. Чтобы она захватила детей, я создаю интригу: предлагаю им «изготовить», придумать форму, цвет, даже описать вкус их будущего «кулинарного шедевра» для своих близких. А для этого на столах раскладываю ватные диски, кладу настоящую деревянную палочку от мороженого, кулечки из тонированной бумаги. Все эти предметы они с легкостью превращают в эскимо, мороженное с необычайным вкусом. Делают легко они потому, что тема игры-фантазии, игры-творчества близка и понятна, как старшим дошколятам, так и младшим школьникам. А я помогаю ощутить, проникнутся этой легкостью: «Вы все можете нарисовать, что захотите! Вы все сумеете, потому, что только вы можете изобразить то, что задумали, для вас никаких преград!».
Часто лучшим портретом МАМЫ, остается рисунок из детского сада. Он сделан широко открытыми глазами и, конечно же, любящим сердцем маленького художника. Мамы сразу узнают себя в таком смешном и неумелом, на первый взгляд, рисунке. Он светится чистыми мыслями, любовью, желанием радовать. А попробуйте дать такое же задание чуть повзрослевшему ребенку… Страх, неуверенность в положительном результате переполняют ребенка, который рисовал все что видел, о чем думал и мечтал. Как за такой короткий срок можно разучиться рисовать!
Малыш взрослеет и, приобретая новые знания, к сожалению, теряет свой индивидуальный непосредственный взгляд на мир, что, непременно, отражается в его рисунках. Теперь он ищет опору - образец, а это губит художника, творца в ребенке.
Реализуя программу дополнительного образования с дошкольниками и младшими школьниками, я чувствую и вижу, в каждом рисунке, в каждом творческом замысле детей, что их внутренний художник растет и развивается с ними. Конечно, только единицы, возможно, свяжут свою жизнь с искусством. Остальные пойдут другими дорогами, но неоценимая польза творчества, особый подход к решению поставленных целей и задач, останутся с ребятами навсегда, помогая им в их будущем профессиональном и личностном росте. Разве не такие люди нам сейчас так необходимы?
.
Такие интересные выставки у моих воспитанников оформлены дома.
Литература
1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : Мозаика- Синтез, 2005г.
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
3. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/под ред. Н. В. Микляевой. – М. :ТЦ Сфера, 2013г.