Светлана Сидорова
Доклад-диалог научно-практической конференции «ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества до»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Научно-практическая конференция
Тема: «ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста, знакомство коллег с методами и приемами использования информационно- коммуникационных технологий для формирования познавательных процессов дошкольников.
Публикация «Доклад-диалог научно-практической конференции „ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества до“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Задачи:
• ознакомить педагогов ДОУ с основными нормами ИКТ для реализации интеграции и внедрения информационных технологий в процессы воспитания и обучения;
• сформировать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;
• обобщение знаний требования ФГОС и проф. стандарта, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;
• довести информацию о соответствующих санитарных правилах и нормах (СанПиН);
• рассказать об основных современных инструментах управления информационной образовательной средой.
Значимость:
• материал будет полезен педагогическим работникам ДОУ для активизации использования информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми.
Категория слушателей: воспитатели ДОУ Кувандыкского городского округа.
Научно-практическая конференция
Тема: «ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»
План проведения:
Время проведения Название мероприятия Место проведения
9: 00-9:30 Регистрация участников, получение ими программы мероприятия (с указанием очередности выступлений). Кофе-брейк. Методический кабинет
9: 30-9:50 Открытие с выступлением организаторов и дошкольников. Музыкальный зал
9: 50-11: 40 Практическая часть: фрагменты занятий, фрагменты совместной деятельности воспитателя с детьми, фрагменты самостоятельной деятельности организованной воспитателем, фрагменты индивидуальной работы, с имеющимся в данное время ИКТ оборудованием. Группы № № 1, 2, 3, 4, 5, кабинет доп. образования, муз. зал.
11: 40-11:55 ДОКЛАД-ДИАЛОГ заведующего и старшего воспитателя «ИКТ в работе педагогов как средство повышения качества дошкольного образования». Музыкальный зал
11: 55-12:00 Открытая дискуссия, обмен мнениями. Музыкальный зал
12: 00-12:10 Рефлексия в форме «Свободного микрофона» и «Букет пожеланий». Музыкальный зал
Вручение информационных материалов (буклеты и рекомендации). Музыкальный зал
СЛАЙД № 1
Н. Г. : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашем саду праздник – дошкольная научно-практическая конференция «ИКТ в работе педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»! По традиции любое мероприятие мы начинаем с гимна детского сада.
Приветственное слово детей: Исполняется гимн детского сада
1. Вера
Наш уютный детский сад,
Всем гостям сегодня рад.
Солнышком умылся,
С утра принарядился.
И радушно без затей,
Принимает он гостей.
2. Артём
От гостей просторный зал
Сразу вдруг светлее стал,
И приветствовать вас рад
Наш любимый детский сад!
3. Лера
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
4. Ульяна
Друзьям всегда мы рады сердечно,
Но хотим сказать одно –
Мы волнуемся, конечно,
Извините, если что.
5. Андрей
Собралась в саду у нас
Педагогическая интеллигенция.
Сегодня на повестке вопрос:
ИКТ и научно-практическая конференция!
Театр одного актёра
Не умею я писать,
Не могу ещё читать,
Но зато я научился
На компьютере играть.
Засветился монитор,
Мышкой двигаю курсор.
Для игры и чудо-сказок
Открывается простор.
Не понять бабуле, нет,
Что такое Интернет.
Я и сам пока не знаю,
Не могу ей дать ответ.
Папа учит: "Знай сынок,
Мир огромен и широк.
Обойти его ногами
Никогда бы ты не смог.
Но идёт такой прогресс!
В нём – всеобщий интерес,
А компьютерные игры –
Лишь начало для чудес.
В ногу с временем шагай!
От него не отставай.
Файлы, сайты, мегабайты
Потихоньку изучай".
Что за трудные слова!
Даже пухнет голова.
И такое ощущенье –
В ней не мысли, а трава.
Я, конечно, ещё мал.
Кем я стану – не мечтал,
Но осваивать компьютер
Папе твёрдо обещал.
Без компьютера нельзя.
И ворчит бабуля зря.
Сидя дома, всю планету
Я исследую, друзья!
И мы с компьютером дружили
Не зная горести и бед.
Но вот однажды замигал он.
Сказал: «Ошибка, файла нет!»
Стал чёрным-чёрным монитор
О боже, где мой интернет?
СЛАЙД № 2
Да, это жуткий, страшный вирус!
В миг может он сожрать мой Windows!
Такой коварный, вредоносный
Бороться с ним не так-то просто!
СЛАЙД № 3
Танец вирусов
Танец заканчивается и Андрей кричит….
Андрей: Нина Георгиевна, Светлана Ивановна, ПОМОГИТЕ!
ВЫХОДИМ и вирусы убегают
СЛАЙД № 4
Андрей: Спасибо большое! Вы так помогли. Уходит
Н. Г. : Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале!
. С. И. : Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
СЛАЙД № 5
Н. Г. : Современный мир динамичен и многогранен. Все происходящее в нем меняется с калейдоскопической скоростью, вот уже и жизнь современного детского сада немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий.
С. И. : Мы хотели бы представить вашему вниманию опыт работы нашего детского сада по организации научной деятельности дошкольников посредством применения инновационных технологий: использование интерактивных технологий и информационно-коммуникационных технологий.
Совершать первые детские открытия современным воспитателем помогает научный подход в воспитании дошкольников – ИКТ и интерактивность помогают педагогам подобрать задачи развития, а с другой стороны, учитывать актуальные интересы детей.
Н. Г. : Результатом построения педагогического процесса с использованием ИКТ и интерактивных технологий в нашем детском саду, стал с одной стороны большой интерес в познавательном развитии воспитанников, а с другой вызвал желание детей добывать знания самостоятельно. Данный научный подход для дошкольных учреждений, на данный момент, является инновационным.
С. И. : Ведущая задача методической работы в нашем ДОУ - создание условий для повышения уровня профессионального мастерства каждого педагога. Одной из эффективных форм в решении данной задачи является научно-практическая конференция : она позволяет включить педагогов в активную познавательную, аналитико-рефлексивную и творческую деятельность, им предоставляется возможность продемонстрировать собственный педагогический опыт.
Слайд № 6
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста, знакомство коллег с методами и приемами использования информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательных процессов дошкольников.
Н. Г. : Современная система управления дошкольными учреждениями предъявляет новые требования к профессионализму педагогов. Педагоги нашего детского сада стремятся к непрерывному приобретению новых знаний, повышению своего профессионального уровня. Поэтому организуя методическую работу в детском саду, мы продумываем разнообразные формы работы. Одной из эффективных форм работы по изменению профессиональной компетентности является научно-практическая конференция, которая включает в себя распространение и обобщение собственного педагогического опыта и мастерства.
С. И. : Проведению конференции предшествовала серьезная и кропотливая работа в организационном и содержательном аспектах. Не секрет, что педагоги испытывают затруднения в систематизации, описании и представлении своего опыта работы. В связи с чем, воспитателям требовалось консультационное сопровождение по Проведению фрагментарных занятий, конкретные методические рекомендации по определению основных приемов, требовалась корректировка педагогической деятельности в плане научно-методической компетентности. Педагогам пришлось не только глубоко изучать представляемый им вопрос, но и искать наиболее эффективные способы подачи своего материала.
СЛАЙД № 7
Н. Г. : Вашему вниманию все педагоги детского сада, а их у нас 8, представят фрагменты занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности организованной воспитателем, индивидуальной работы, с имеющимся в данное время ИКТ оборудованием.
Наша работа начнётся с практической части в 1 младшей группе, и далее по возрастанию, во 2 младшей, средней, старшей и подготовительной группах. После практической части - теоретическая часть и подведение итогов.
Проходите за Светланой Ивановной.
ДОКЛАД-ДИАЛОГ заведующего и старшего воспитателя
Н. Г. : И так, уважаемые друзья, вы и увидели, чему мы научились и к каким результатам пришли… За небольшой промежуток времени мы смогли показать только отдельные инновационные формы деятельности детского сада с применением информационно-коммуникационных технологий, в основе которых лежит сотворчество воспитателей и дошкольников.
С. И. : Но хочется вспомнить, как это было 8 лет назад.
СЛАЙД № - 11
Слайд под музыку «Одну простую сказку, а может и не сказку…»
Как это было…
СЛАЙД № 12
Н. Г. : Время неумолимо бежит вперед, технологии развиваются, глубоко внедряются в нашу жизнь. Поэтому так важно подготовить ребенка к информационно-коммуникативной деятельности. Хотя никого уже не удивишь, что маленький ребенок, толком не научившись говорить, может с легкостью управлять различными гаджетами. Внедрение информационных технологий в образование это необходимость. В свое время М. Горький писал «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой».
С. И. : И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова того же М. Горького:
«В карете прошлого никуда не уедешь…»
Н. Г. : Да, Светлана Ивановна, с каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.
Каждый участник образовательного процесса сам решает: идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад.
СЛАЙД № 13
С. И. : Вышагивать назад не получится, Нина Георгиевна, ведь с 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО).
Напомню. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Н. Г. : Конечно. Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
СЛАЙД № 14
С. И. : Что же мы подразумеваем под ИКТ - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что представляет нам широкие возможности для коммуникации.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ мы делим на:
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.
Н. Г. : Знаете, Светлана Ивановна, компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, а в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Также до сих пор отсутствуют:
- методика использования ИКТ в образовательном процессе,
- систематизация компьютерных развивающих программ,
- единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
В нашем детском саду имеется следующее оборудование, которое можно использовать при работе с ИКТ :
• телевизоры в каждой группе и в кабинете доп. образования,
• 3 компьютера,
• 3 ноутбука,
• 4 принтера,
• 7 магнитофонов,
• Видео и фотокамера.
• Мультимедийный проектор с экраном.
• Итерактивный стол.
• Детские планшеты, компьютеры,
• Интерактивные куклы,
• Интерактивные плакаты,
• Интерактивная песочница.
С. И. : Коллеги, вы увидели, что в нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Для реализации поставленных задач все наши педагоги научились пользоваться не только компьютером и оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Определила, что ИКТ помогают:
- в подборе иллюстративного материала к совместной организованной деятельности с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
- в подборе дополнительного познавательного материала;
- в обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов;
- в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения);
- в создании презентаций в программе Рower Рoint, что помогает повысить эффективность совместной организованной деятельности с детьми, организации педагогического процесса, методической службы и педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний, семинаров и т. д.
Н. Г. : Помимо создания и использования презентаций очень эффективно используем ресурсы Интернета. Это стало возможным, благодаря оборудованному методическому кабинету, в котором имеются компьютер и ноутбук с выходом в Интернет, и педагоги в удобное для них время могут спокойно за ними поработать.
С. И. : На данный момент разработана и апробирована технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, весь материал размещён на флеш. картах педагогов и рассортирован в 5 папках с названиями образовательных областей согласно ФГОС ДО.
Н. Г. : Кроме того, при создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагогов и у нас администрации появилось больше свободного времени.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить какую заповедь, Светлана Ивановна?
СЛАЙД № 15
С. И. : заповедь - «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для всех коллег я подготовила рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, технических средств обучения в ДОУ согласно САНПИН, которые вручим после подведения итогов.
Н. Г. : Не забудьте вручить, Светлана Ивановна…
С. И. : Постараюсь…
СЛАЙД № 16
Нина Георгиевна, мы должны вспомнить и о проф. стандарте. В профессиональном стандарте «Педагог» конкретно раскрывается какие трудовые функции, трудовые действия и умения, в том числе и с точки зрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) должны обладать педагоги ДОУ.
Н. Г. : Да, да - третья глава стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций» пункт 3.1.1. - трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» предполагает выполнение трудового действия - читаю дословно - «Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; и владение необходимыми ИКТ-компетентностями: общепользовательской ИКТ-компетентностью и общепедагогической ИКТ-компетентностью». Коллеги, как Вы считаете, какие пользовательские навыки относятся к общепользовательскому компоненту? (Ответы коллег)
С. И. : Подскажу… К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а также навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой. Я тоже обращусь к коллегам. Какие навыки, по вашему мнению, может включать в себя общепедагогический компонент? Ответы коллег)
Н. Г. : Совершенно верно. Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога, в том числе планирование и анализ своей деятельности, организацию образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовку и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
В результате работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс я отметила их преимущества перед традиционными средствами обучения :
С. И. : И я тоже отметила.
Н. Г. : Тогда, давайте по-очереди!
С. И. : Согласна!
Н. Г. : ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
С. И. : движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Н. Г. : обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
СЛАЙД № 17
С. И. : слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн; ---ВИДЕО
СЛАЙД № 18
Н. Г. : также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.); --- ЗВУКи
С. И. : использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
СЛАЙД № 19
Н. Г. : Обобщив вышесказанное и учитывая все Ваши ответы, можно сказать, что и вы, уважаемые коллеги, и мы – ЗА современные образовательные технологии. И мы уверены, что внедрение ИКТ в процесс обучения значительно разнообразило методические средства и приемы педагогов, вы увидели ИКТ позволило включать новые формы в организацию работы с дошкольниками на занятиях, в свободной, индивидуальной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, сделать их интересными и запоминающимися.
С. И. : Но каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии - заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Согласны?
Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус, правильную привычку. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
СЛАЙД № 20
Н. Г. : По результатам диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов на начальном этапе внедрения ИКТ были педагоги с нулевым и базовым уровнями знаний и отсутствующей и низкой мотивацией, то в настоящее время присутствует не только высокая мотивация, но и хороший базовый уровень работы владения ИКТ.
Таким образом, современный педагог - это не только управленец (менеджер) процесса развития и образования дошкольников, обеспечивающий условия детям, как для самостоятельной, так и для познавательной совместной деятельности в предметно-развивающей среде, но он еще и научный руководитель.
Рефлексия
СЛАЙД № 21
Н. Г. : Уважаемые педагоги! Прошу высказать свое мнение о нашей встрече в форме «Свободного микрофона», если кто стесняется, можете высказываться с места. (высказывания).
С. И. : Подвести итог мы хотим ещё и «Букетом пожеланий», на цветке колокольчика вы описываете словосочетанием - что дала вам научно-практическая конференция. Бутон колокольчика Ольга Сергеевна приклеивает в букет пожеланий.
Н. Г. : Зачту несколько высказываний…
С. И. : Для участников НПК нами подготовлен сборник материалов по результатам НПК «ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования», рекомендации по использованию ИКТ технологий и буклет нашей конференции. Ольга Викторовна, Юлия Николаевна, помогите вручить данные материалы.
Н. Г. : Для подведения итогов предоставляется слово методисту или кто будет (Молчанова или Петрова)
СЛАЙД № 22
С. И. : Наша встреча подошла к концу, прошу всех участников собраться для коллективной фотографии.
После фотосессии желающие могут посмотреть портфолио наших педагогов с открытым разделом ИКТ-компетентность.
Итогом любой конференции является вынесение решения. Эта конференция не стала исключением, поэтому мы предлагаем проголосовать за следующее решение:
1. Положительно оценить работу и обобщить опыт работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» по повышению профессионального мастерства через применение информационно-коммуникационных технологий.
-
2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
4. Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ - компетентности педагогов
На этом наша конференция окончена!
Спасибо за внимание и плодотворную работу!