Приложение МААМ

Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников

Светлана Романовская
Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников
▼ Скачать + Заказать документы

]Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников воспитателя МДОУ МДС «Рябинка» Романовской Светланы Михайловны на тему: «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через проектную деятельность"

1 слайд: Тема моего опыта работы : «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через проектную деятельность»

Публикация «Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников» размещена в разделах

2 слайд: Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образования.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Оно начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. К сожалению сейчас, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания.

Сегодня педагогам необходимо сформировать такие качества личности ребёнка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

3 слайд: Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Самообслуживание и элементарно – бытовой труд».

В п. 3.1 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

4 слайд: В работе дошкольного учреждения имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых происходит не на глазах у детей, за большинством профессий нет возможности наблюдения.

В ходе бесед с детьми, выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями родителей. Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работают твои родители, можно услышать ответы: «Работает на работе», «Не знаю», «Я вообще не хочу работать».

Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессии родителей, уважительного отношения к труду и людям труда.

5слайд: В условиях нашего детского сада формирование представлений о труде взрослых, приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется в процессе организации проектной деятельности. Выбор проектной деятельности в качестве ведущего средства активного обучения дошкольников определяется в связи с возможностью включения всех участников образовательного процесса в совместную деятельность для достижения поставленных задач.

6слайд: Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. В процессе реализации проекта ребенок, вовлекаясь в различные виды деятельности, используя разнообразные источники информации, приобретает разносторонние знания о труде взрослых. Именно поэтому, мы считаем, что метод проектов будет являться эффективным способом формирования элементарных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

7слайд: В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В. И. Логинова, М. В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда.

Другие (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком тружеником, с его отношением к труду.

Психологи и педагоги считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, ознакомление с разными профессиями повышает познавательный интерес у детей, желание, став взрослым, овладеть понравившейся профессией.

8 слайд: Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию я выяснила, что дети знают о труде взрослых. Для этого я использовала диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева, Т. И. Гризик). Проанализировав результаты, я заметила, что у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии; не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.

9 слайд: Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной, и я поставила перед собой следующую цель и задачи:

10 слайд:

Цель: формирование представлений о труде взрослых через проектную деятельность.

Задачи:

1. Расширять знания детей о труде людей различных профессий;

2. Поддерживать и развивать познавательный интерес к деятельности взрослых;

3. Воспитывать уважительное отношение к людям труда;

4. Привлечь родителей как полноправных участников образовательного процесса по вопросам трудового воспитания дошкольников.

11слайд: Организуя деятельность по формирование представлений о труде взрослых через проектную деятельность, опиралась на ряд вариативных программ и методик.

Работу планировала в 3 этапа.

1этап - подготовительный –на этом этапе я изучила личностные качества детей, определила их индивидуальные возможности, выявила уровень сформированности представлений о труде взрослых в группе детей старшего дошкольного возраста проведя анкетирование детей, изучила литературу по теме, обсудили цели и задачи проекта с детьми и родителями, разработала перспективное планирование проекта, систематизировала методические материалы по проблеме, старалась привлечь родителей к участию в проекте.

12слайд: 2этап - основной, был направлен на организацию ознакомления детей с трудом взрослых средствами проектной деятельности. Формированию уважительного отношения к рабочим профессиям, опыта трудовых навыков, способствующих ранней профессиональной ориентации мне помогло использование новых технологий: детские квесты, синквейн, маршрутная игра.

13слайд: На 3 этапе, заключительном - провела анализ результатов деятельности, определяющий уровень сформированности представлений о труде взрослых, обработку данных, анализ всех результатов, оформила проект.

14слайд: Опираясь на анализ результатов и основную образовательную программу дошкольного образования, а также учитывая принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, были спроектированы и реализованы в практической деятельности проекты: «Все профессии важны, все работы хороши, «Профессии села», «Профессия егерь», «Профессия агроном», направленные на формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых. На примере одного из них я бы хотела рассказать, как велась работа по формированию представлений о труде взрослых через проектную деятельность.

15слайд: Воспитание интереса к труду взрослых зависит от четкого планирования деятельности. Исходя из этого, я составила перспективный план и план - карту действия по реализации проекта работы с детьми.

16слайд: При организации проектной деятельности большое внимание было уделено ресурсному обеспечению проекта, подбирался материал для обогащения мини-сред группы (подбор художественной литературы, детских познавательных энциклопедий в книжном уголке; подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями, в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление картотеки дидактических игр по ознакомлению с этими профессиями, лото и домино в картинках, наборы разрезных картинок.

Основной этап проектной деятельности был направлен на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:

17слайд: Знакомство с профессиями родителей: дети, вмести с родителями, готовили доклады, и презентовали их.

18слайд: При проведении непосредственно- образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дошкольники лепили, рисовали, создавали аппликации на тему: «Кем я хочу стать».

19слайд: Во время прогулок ребята превращались в инженеров и конструкторов.

20слайд: Использование подвижных, строительных, сюжетно-ролевых, настольно-печатных дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом». Очень запомнился детский квест «Путешествие в Мастер Град», который познакомил дошкольников с разными профессиями

21-22 слайд: Встречи с интересными людьми, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций, и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Особенно запомнились встречи с пожарными и библиотекарем.

23-26слайд: Экскурсионная деятельность – важная форма организации обучения в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Их мы проводили в форме маршрутной игры «Кем быть», дети посетили кухню дошкольного учреждения, кабинет методиста, бухгалтерию, медицинский кабинет, прачечную, магазины игрушек и бытовых товаров, наблюдали за работой парикмахера и швеи.

27слайд: Демонстрация различных видеопрезентаций: «Кто такой егерь», «Все работы хороши», «Мир профессий», «Космические приключения», «Профессия агроном» .

28слайд: При взаимодействии в процессе бытового труда и труда по обслуживанию игр и занятий, старалась чтобы дети поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, помогали ремонте игрушек, книг, пособий. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих.

29слайд: С огромным удовольствием принимали участие в посадке овощей на огороде детского сада и огороде на окне. Дети заинтересуются трудом взрослых, только если сами примут в нем участие.

30слайд: Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. В ходе совместной деятельности родители оказывали помощь в оформлении, пополнении сюжетно-ролевых игр атрибутами, нахождении информации для рассказов детей и подготовки презентаций о профессиях. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды.

31слайд: Работа по созданию условий направленная на формирование знаний о труде взрослых в ходе проектной деятельности реализовывалась на протяжении 1 года.

Применяемые технологии активизации мыслительной деятельности, основанные на активных и интерактивных методах, способствовали наиболее полному осознанию значимости каждой профессии и результатов труда для людей.

32-34слайд: В процессе совместной, партнерской деятельности воспитатели, дети и родители получили немаловажный опыт в достижении поставленных целей, что будет востребовано на следующем уровне образования.

35слайд: Перед вами результат динамики развития представлений о труде взрослых, анализируя данные можно судить о преимущественном «высоком» уровне (67%, у 33% - отмечается средний уровень. Динамика наблюдается у 100 % детей.

36слайд: В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Считаю, что поставленная мной цель достигнута, задачи решены. Опыт этой работа не претендует на окончательное решение проблемы. На наш взгляд, сегодня акцент должен делаться на использование разнообразных технологий профессионального ориентирования уже в дошкольном возрасте.

37 слайд

Список источников и литературы:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью [Текст]Старшая группа. Конспекты занятий / Н. В. Алешина – М. : УЦ Перспектива, 2009.

2. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии [Текст] Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева - М. : Издательство ТЦ Сфера, 2014.

3. Белая, К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании [Текст] / К. Ю. Белая, Н. В. Теселкина, М. Р. Мурзина, Т. Т. Щеткина, О. И. Прокопович, Л. В. Рымаренко. - М. : УЦ «Перспектива», 2013.

4. Бондаренко, Т. Приобщение дошкольников к труду [Текст]. Методическое пособие / Т. Бондаренко. - М. : Издательство: Метода, 2014.

5. Веракса Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – м. : мозаика – синтез, 2010.

6. Вершинина С. Е., Деркунская, В. А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников [Текст]Учебно - методическое пособие / С. Е. Вершинина, В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования.

7. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.

8. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2012.

9. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. ФГОС [Текст] : методическое пособие/ О. В. Дыбина. – М. : мозаика-синтез, 2016.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект ученика начальной школы «Ценность хлеба и его разнообразие» для научно-практической конференции «Юный исследователь» Муниципальное казённое образовательное учреждение «Заковряжинская средняя общеобразовательная школа» Научно – практическая конференция.

Аттестация педагогических работников в образовательной организации АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Как известно, педагогические работники должны проходить аттестацию регулярно. В 2014 году порядок.

Аттестация педагогических работников в современных условиях образования Подготовка аналитических документов по итогам профессиональной деятельности педагога Саранова Елена Анатольевна старший воспитатель МКДОУ.

Доклад-диалог научно-практической конференции «ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества до» Научно-практическая конференция Тема: «ИКТ в работе педагогов ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования» Цель: повышение.

Фотоотчет «Выставка, организованная к августовской районной педагогической конференции-2018»Фотоотчет «Выставка, организованная к августовской районной педагогической конференции-2018» Фотоотчет «Выставка, организованная к августовской районной педагогической конференции 2018 г.». Доброго времени суток, уважаемые коллеги.

Музыкальное приветствие детей на педагогической конференции для дошкольных работников ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДИТ ВЕДУЩИЙ Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года и открыть нашу традиционную.

План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение основных компетентностей (правовой, информационной, профессиональной, коммуникативной) педагогических работников Учреждения,.

Статья научно-практической конференции молодых педагогов «От теории к практике» Амингаева Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ «Усть- Ишимский детский сад № 1» Усть- Ишимского муниципального района Омской области.

Выступление на районной научно-практической конференции «Здоровая Россия — наше будущее» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Ромашка» Районная научно - практическая конференция «Здоровая.

Выступление на региональной научно-практической конференции «Технология. Искусство. Творчество»Выступление на региональной научно-практической конференции «Технология. Искусство. Творчество» Использование возможностей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей 5-8 лет для решения проблем преемственности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников
Опубликовано: 14 октября 2018 в 11:17
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Романовская (УИ 786833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД