Светлана Романовская
Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников
▼ Скачать + Заказать документы
]Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников воспитателя МДОУ МДС «Рябинка» Романовской Светланы Михайловны на тему: «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через проектную деятельность"
1 слайд: Тема моего опыта работы : «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через проектную деятельность»
Публикация «Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников» размещена в разделах
2 слайд: Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образования.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Оно начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. К сожалению сейчас, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания.
Сегодня педагогам необходимо сформировать такие качества личности ребёнка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
3 слайд: Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Самообслуживание и элементарно – бытовой труд».
В п. 3.1 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
4 слайд: В работе дошкольного учреждения имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых происходит не на глазах у детей, за большинством профессий нет возможности наблюдения.
В ходе бесед с детьми, выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями родителей. Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работают твои родители?», можно услышать ответы: «Работает на работе», «Не знаю», «Я вообще не хочу работать».
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессии родителей, уважительного отношения к труду и людям труда.
5слайд: В условиях нашего детского сада формирование представлений о труде взрослых, приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется в процессе организации проектной деятельности. Выбор проектной деятельности в качестве ведущего средства активного обучения дошкольников определяется в связи с возможностью включения всех участников образовательного процесса в совместную деятельность для достижения поставленных задач.
6слайд: Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. В процессе реализации проекта ребенок, вовлекаясь в различные виды деятельности, используя разнообразные источники информации, приобретает разносторонние знания о труде взрослых. Именно поэтому, мы считаем, что метод проектов будет являться эффективным способом формирования элементарных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
7слайд: В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В. И. Логинова, М. В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда.
Другие (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком тружеником, с его отношением к труду.
Психологи и педагоги считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, ознакомление с разными профессиями повышает познавательный интерес у детей, желание, став взрослым, овладеть понравившейся профессией.
8 слайд: Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию я выяснила, что дети знают о труде взрослых. Для этого я использовала диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева, Т. И. Гризик). Проанализировав результаты, я заметила, что у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии; не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
9 слайд: Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной, и я поставила перед собой следующую цель и задачи:
10 слайд:
Цель: формирование представлений о труде взрослых через проектную деятельность.
Задачи:
1. Расширять знания детей о труде людей различных профессий;
2. Поддерживать и развивать познавательный интерес к деятельности взрослых;
3. Воспитывать уважительное отношение к людям труда;
4. Привлечь родителей как полноправных участников образовательного процесса по вопросам трудового воспитания дошкольников.
11слайд: Организуя деятельность по формирование представлений о труде взрослых через проектную деятельность, опиралась на ряд вариативных программ и методик.
Работу планировала в 3 этапа.
1этап - подготовительный –на этом этапе я изучила личностные качества детей, определила их индивидуальные возможности, выявила уровень сформированности представлений о труде взрослых в группе детей старшего дошкольного возраста проведя анкетирование детей, изучила литературу по теме, обсудили цели и задачи проекта с детьми и родителями, разработала перспективное планирование проекта, систематизировала методические материалы по проблеме, старалась привлечь родителей к участию в проекте.
12слайд: 2этап - основной, был направлен на организацию ознакомления детей с трудом взрослых средствами проектной деятельности. Формированию уважительного отношения к рабочим профессиям, опыта трудовых навыков, способствующих ранней профессиональной ориентации мне помогло использование новых технологий: детские квесты, синквейн, маршрутная игра.
13слайд: На 3 этапе, заключительном - провела анализ результатов деятельности, определяющий уровень сформированности представлений о труде взрослых, обработку данных, анализ всех результатов, оформила проект.
14слайд: Опираясь на анализ результатов и основную образовательную программу дошкольного образования, а также учитывая принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, были спроектированы и реализованы в практической деятельности проекты: «Все профессии важны, все работы хороши!», «Профессии села», «Профессия егерь», «Профессия агроном», направленные на формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых. На примере одного из них я бы хотела рассказать, как велась работа по формированию представлений о труде взрослых через проектную деятельность.
15слайд: Воспитание интереса к труду взрослых зависит от четкого планирования деятельности. Исходя из этого, я составила перспективный план и план - карту действия по реализации проекта работы с детьми.
16слайд: При организации проектной деятельности большое внимание было уделено ресурсному обеспечению проекта, подбирался материал для обогащения мини-сред группы (подбор художественной литературы, детских познавательных энциклопедий в книжном уголке; подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями, в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление картотеки дидактических игр по ознакомлению с этими профессиями, лото и домино в картинках, наборы разрезных картинок.
Основной этап проектной деятельности был направлен на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:
17слайд: Знакомство с профессиями родителей: дети, вмести с родителями, готовили доклады, и презентовали их.
18слайд: При проведении непосредственно- образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дошкольники лепили, рисовали, создавали аппликации на тему: «Кем я хочу стать».
19слайд: Во время прогулок ребята превращались в инженеров и конструкторов.
20слайд: Использование подвижных, строительных, сюжетно-ролевых, настольно-печатных дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом». Очень запомнился детский квест «Путешествие в Мастер Град», который познакомил дошкольников с разными профессиями
21-22 слайд: Встречи с интересными людьми, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций, и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Особенно запомнились встречи с пожарными и библиотекарем.
23-26слайд: Экскурсионная деятельность – важная форма организации обучения в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Их мы проводили в форме маршрутной игры «Кем быть», дети посетили кухню дошкольного учреждения, кабинет методиста, бухгалтерию, медицинский кабинет, прачечную, магазины игрушек и бытовых товаров, наблюдали за работой парикмахера и швеи.
27слайд: Демонстрация различных видеопрезентаций: «Кто такой егерь», «Все работы хороши», «Мир профессий», «Космические приключения», «Профессия агроном» .
28слайд: При взаимодействии в процессе бытового труда и труда по обслуживанию игр и занятий, старалась чтобы дети поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, помогали ремонте игрушек, книг, пособий. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих.
29слайд: С огромным удовольствием принимали участие в посадке овощей на огороде детского сада и огороде на окне. Дети заинтересуются трудом взрослых, только если сами примут в нем участие.
30слайд: Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. В ходе совместной деятельности родители оказывали помощь в оформлении, пополнении сюжетно-ролевых игр атрибутами, нахождении информации для рассказов детей и подготовки презентаций о профессиях. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды.
31слайд: Работа по созданию условий направленная на формирование знаний о труде взрослых в ходе проектной деятельности реализовывалась на протяжении 1 года.
Применяемые технологии активизации мыслительной деятельности, основанные на активных и интерактивных методах, способствовали наиболее полному осознанию значимости каждой профессии и результатов труда для людей.
32-34слайд: В процессе совместной, партнерской деятельности воспитатели, дети и родители получили немаловажный опыт в достижении поставленных целей, что будет востребовано на следующем уровне образования.
35слайд: Перед вами результат динамики развития представлений о труде взрослых, анализируя данные можно судить о преимущественном «высоком» уровне (67%, у 33% - отмечается средний уровень. Динамика наблюдается у 100 % детей.
36слайд: В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Считаю, что поставленная мной цель достигнута, задачи решены. Опыт этой работа не претендует на окончательное решение проблемы. На наш взгляд, сегодня акцент должен делаться на использование разнообразных технологий профессионального ориентирования уже в дошкольном возрасте.
37 слайд
Список источников и литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью [Текст]Старшая группа. Конспекты занятий / Н. В. Алешина – М. : УЦ Перспектива, 2009.
2. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии [Текст] Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева - М. : Издательство ТЦ Сфера, 2014.
3. Белая, К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании [Текст] / К. Ю. Белая, Н. В. Теселкина, М. Р. Мурзина, Т. Т. Щеткина, О. И. Прокопович, Л. В. Рымаренко. - М. : УЦ «Перспектива», 2013.
4. Бондаренко, Т. Приобщение дошкольников к труду [Текст]. Методическое пособие / Т. Бондаренко. - М. : Издательство: Метода, 2014.
5. Веракса Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – м. : мозаика – синтез, 2010.
6. Вершинина С. Е., Деркунская, В. А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников [Текст]Учебно - методическое пособие / С. Е. Вершинина, В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования.
7. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.
8. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2012.
9. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. ФГОС [Текст] : методическое пособие/ О. В. Дыбина. – М. : мозаика-синтез, 2016.