Светлана Медведева
План-конспект практической конференции «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение основных компетентностей (правовой, информационной, профессиональной, коммуникативной) педагогических работников Учреждения, профессионального мастерства в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Участники: педагогические работники Учреждения
Предварительная работа: самостоятельное изучение педагогическими работниками Учреждения методических материалов по теме «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста», составление плана-конспекта круглого стола, разработка проекта приказа «О проведении практической конференции», определение основных вопросов практической конференции, проведение анкетирования с родителями воспитанников по теме
Публикация «План-конспект практической конференции „Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Оборудование: мольберты – 2 шт., пирамиды из шести частей красного, зеленого, желтого цвета по 1 шт., дидактическое дерево, листы формата А8, ручки и/ или карандаши по количеству участников мероприятия, стулья, магниты, карточки «Знания и представления», «+» - 4 шт., «мотивация», «чувства и отношения», «навыки и привычки», «поступки и поведение», «=», «нравственное качество»
Ход мероприятия:
Ведущий 1:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня, в рамках решения второй годовой задачи 2014-2015 учебного года «Развитие морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы», во исполнение Плана работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка» (далее – учреждение) на 2014-2015 учебный год, в рамках практической конференции по теме «Роль нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста», мы решили осветить вопросы нравственного воспитания дошкольников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти (в случае необходимости) новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами методы и приемы, средства обучения.
Форма проведения практической конференции - круглый стол.
В рамках круглого стола, в форме открытого диалога мы все вместе обсудим следующие вопросы:
1. Актуальность. Проблемы нравственного воспитания дошкольников в современном обществе.
2. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
3. Механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.
4. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников.
5. Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.
6. Преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
Общее время для обсуждения данной темы не должно превышать 60 минут.
Ведущими мероприятия будут заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, старший воспитатель.
Роль педагогических работников Учреждения – активное участие в обсуждении вопросов конференции, высказывание своего мнения, озвучивание проблем (если таковые имеются) и внесение предложений для более эффективной организации работы с детьми по нравственному воспитанию в нашем Учреждении.
Основная задача членов рабочей группы – подведение итогов обсуждения каждого вопроса практической конференции. Для того чтобы визуально увидеть актуальность, важность, необходимость, значимость обсуждаемого вопроса, в конце своего выступления члены рабочей группы на мольберте будут выкладывать по одному элементу пирамиды, начиная с основания.
Обозначение цветов пирамиды:
-если вопрос раскрыт в полном объеме, озвучены основные моменты, касающиеся нравственного воспитания детей дошкольного возраста, отсутствуют проблемы в нашем Учреждении, педагоги показали хорошие теоретические знания обсуждаемого вопроса, то выкладываем пирамиду зеленого цвета,
-если вопрос раскрыт не в полном объеме, не достаточно раскрыты и озвучены основные моменты, касающиеся нравственного воспитания детей дошкольного возраста, есть незначительные проблемы в нашем Учреждении, требующие решения, в том числе повышение профессионального уровня педагогов в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста – желтый цвет,
-если вопрос не раскрыт, не раскрыты, не озвучены основные моменты, касающиеся нравственного воспитания детей дошкольного возраста, есть проблемы в нашем Учреждении, требующие незамедлительного решения, в том числе повышение профессионального уровня педагогов в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста – красный цвет.
Итак, начинаем.
Ведущий 2: Актуальность. Проблемы нравственного воспитания дошкольников в современном обществе.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения коэффициент жизнеспособности (по шести бальной шкале) в России составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.
? :Можно ли сказать, что вышеуказанные факты напрямую связаны с отсутствием системы ценностей, нравственности у нашего народа?
? :Как вы считаете, на самом ли деле вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план?
? :Действительно ли существуют проблемы нравственного воспитания, в том числе и дошкольников, в современном обществе?
Ведущий 1: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
? :Что такое нравственное воспитание?
Нравственное воспитание - это :
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
? : Что является основой нравственного воспитания?
Основой нравственного воспитания является мораль.
? : Что такое мораль?
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
? :Какова роль нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности?
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности, тесно связано с физическим, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным, познавательным развитием детей.
? :Почему?
? :Какие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которых невозможно представить всесторонне развитую личность?
? :Какие моральные качества формируются в детском саду?
Практическое упражнение : Я предлагаю вам написать на листочках те нравственные качества, которые вы воспитываете в детях в условиях дошкольного образовательного учреждения. Собираем листочки, зачитываем, приклеиваем на правую сторону дерева.
? :Сформулируйте цели нравственного воспитания дошкольников
Цели нравственного воспитания дошкольников - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
Особенности нравственного воспитания дошкольников.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Ведущий 2: Механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.
Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
? : Выделите механизм нравственного воспитания
Знания и представления + мотивация + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.
? :При формировании каких качеств личности проявляется данный механизм?
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого качества личности.
? :В чем заключается особенность вышеуказанного механизма?
Главная особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.
? : За счет чего обеспечивается прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка?
? :Какой нормативный локальный акт определяет содержание нравственного воспитания дошкольников?
Образовательная программа дошкольного образования Учреждения
? : Задачи каких образовательных областей раскрывают или включают в себя вопросы нравственного воспитания?
? : Какое место в образовательном процессе занимает нравственное воспитание?
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя НОД, совместную деятельность (труд, игры, досуги, чтение и др., он придает им воспитывающий характер.
Ведущий 1: Средства и методы нравственного воспитания дошкольников.
Прежде чем мы поговорим о средствах и методах нравственного воспитания дошкольников давайте определим, на что направлено нравственное воспитание.
? :На что направлено содержание нравственного воспитания дошкольников?
? : Назовите задачи нравственного воспитания
? :Как решаются задачи нравственного воспитания? ( во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту и др.)
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - своеобразный стержень, вокруг которого строятся все остальные процессы развития и обучения. Поэтому перед взрослыми (и педагогами, и родителями) встает вопрос: Как воспитывать ребенка, чтобы не упустить драгоценное время и заложить основы нравственности, которые впоследствии станут фундаментом для становления его личности и ориентирами на всю дальнейшую жизнь? Самый первый вопрос, требующий совершенно точного ответа:
? :С какого возраста необходимо начинать работать над выполнением задач, которые ставит нравственное воспитание?
? : Как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому?
? : Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?
? : Что является основными средствами нравственного воспитания дошкольников?
? : Назовите методы и приемы работы по нравственному воспитанию дошкольников, используемые в нашем Учреждении.
? : Как вы считаете, оказывают ли положительное влияние методы и приемы работы, используемые в нашем Учреждении, на нравственное воспитание дошкольников? Какие из них наиболее эффективны, а какие – менее?
? : Какие приемы и методы работы по нравственному воспитанию дошкольников посоветуете молодым педагогам использовать в работе с детьми систематически, а какие – эпизодически, от случая к случаю?
Ведущий 2: Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.
Прежде чем мы поговорим о роли семьи в нравственном воспитании дошкольников, давайте ответим на вопрос:
? :Какие моральные качества могут формироваться в семье?
Практическое упражнение : Я предлагаю вам написать на листочках те нравственные качества, которые могут формироваться в семье. Собираем листочки, зачитываем, приклеиваем на левую сторону дерева.
? : В научных и методических источниках пишут, что семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Почему?
? : На что должна быть направлена работа воспитателя с семьей?
? : Каковы результаты анкетирования родителей воспитанников по данной теме?
Ведущий 1: Преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников
? : Существует ли преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников?
? : Каким образом и через какие формы работы осуществляется взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников?
? : Какие формы работы с родителями вы используете в своей работе в рамках группы?
Работа с родителями осуществляется в системе педагогами во всех возрастных группах по четырем направлениям: информационно-аналитическое, досуговое, познавательное, наглядно-информационное.
Ведущий 2: Анализ пирамиды
Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, какая пирамида у нас получилась, и какие выводы можно сделать в результате проведения круглого стола:
-Тема «Нравственное воспитание дошкольников» актуальна, важна, необходима, значима в современном обществе, в системе дошкольного образования.
-Существуют проблемы нравственного воспитания дошкольников в современном обществе.
-Средства и методы нравственного воспитания дошкольников, используемые в нашем Учреждении, эффективны.
-Велика роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.
-Важная роль отводится педагогам в вопросах просвещения родителей, формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
-Поэтому первостепенной задачей педагогов является повышение профессионального уровня в вопросах нравственного воспитания дошкольников путем самообразования, КПК, участия в научно-методической работе.
-Существует преемственность во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
Ведущий 1:
Итог практической конференции мы подведем с мячом. Стоя в кругу, вы передаете мяч друг другу по часовой стрелке после того, как ответите на заданный вопрос:
1. Что нового вы для себя взяли на заметку в ходе проведенного мероприятия?
2. Что является основой нравственного воспитания?
3. Какова роль нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности?
4. На что направлено нравственное воспитание дошкольников?
5. Как в образовательном процессе вы организуете работу с детьми по нравственному воспитанию?
6. Какие формы для вас были новыми в работе с родителями? Какие из них будете применять на практике?
7. С какого возраста необходимо начинать работать над выполнением задач, которые ставит нравственное воспитание?
8. Как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы? Как мотивировать его к этому?
9. Назовите основные средства нравственного воспитания дошкольников.
10. Какие выводы для себя вы сделали, услышав анализ результатов анкетирования родителей воспитанников?
11. Как оцениваете свой профессиональный уровень в вопросах нравственного воспитания дошкольников? Помогло ли данное мероприятие повысить профессиональный уровень в вопросах нравственного воспитания дошкольников?
12. Данная форма работы с педагогическим коллективом в нашем Учреждении новая. Как вы считаете, такая форма работы эффективна или нет? Почему?
13. Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале уровень подготовки, организации и проведения практической конференции организаторов мероприятия.
14. Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале уровень подготовки и участия в практической конференции участников мероприятия, в том числе членов рабочей группы.
В заключение нашего мероприятия послушайте, пожалуйста, выражение и ответьте на вопрос: «Кому оно принадлежит?» :
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами". (А. П. Чехов.)
Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня.
Каким будет будущее, зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания. Что тема своевременна - нет сомнений. Известно изречение педагога А. С. Макаренко: "Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить".
Он же писал следующее: "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать".