Виктория Искра
Фестиваль педагогических идей «Современные подходы по речевому развитию в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!»
Формирование речи у дошкольников является трудной задачей. Успешное решение этой задачи необходимо для подготовки к обучению в школе, для общения с окружающими людьми. В настоящее время развитие речи у детей представляет актуальную проблему, обусловленную значимостью связной речи дошкольников.
Публикация «Фестиваль педагогических идей „Современные подходы по речевому развитию в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку радость, и удовольствие, и эти чувства являются мощным стимулятором восприятия активной речи и дают толчок к самостоятельной речи.
Существуют новинки инновационных технологий:
1. Пальчиковые игры в воде.
2. Конструкторы LECO
3. Биоэнергопластика
4. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движения, которая помогает преодолеть речевые нарушения у дошкольника.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Учёными доказано, что «формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности».
1. Пальчиковые игры в воде.
Для развития речи, сенсорного развития огромное значение имеет применение пальчиковых игр в воде
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений.
Игры с водой я провожу в помещении не более 7-10 минут.
После игры ребята, насухо вытирают руки полотенцем и им предлагаются другие игры (пальчиковые, нанизывание бусинок и т. д.)
Для обогащения словаря ребё нка сопровождаю игры: песенками, потешками, игрушками. Так,например, пальчиковая игра в воде
«Пароход»
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он словно печка.
Игра «Дельфин»
Дельфин- малыш
Приплыл ко мне.
Он покатает на спине!
Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, развивают творчество.
2. Конструкторы LECO
Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». Развивая речь дошкольников можно предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую. С помощью данного конструктора дети пересказывают литературные произведения, составляют рассказы.
Я использую ЛЕГО - конструктор на своих занятиях:
• Математики
• Развитие речи
• Окружающий мир
• Проектная деятельность
Игры в LEGO- развивают огромное количество полезных навыков, помогают развивать творческие способности: изображение, мышление, изучение цветов.
Конструктор LEGO прививает работу в парах, группах, умение распределить обязанности.
Конструктор LEGO можно использовать при изучении счета, неравенств, при составлении слогов.
3. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Все упражнения можно делать сидя или стоя.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.
Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Так, например, биоэнергетическая гимнастика для пальцев
Мизинец - улучшает работу сердца, безымянный - работу кишечника, средний- контролирует работу печени, указательный –желудок, большой палец стабилизирует работу мозга.
4. Логоритмика - комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движения, которая помогает преодолеть речевые нарушения у дошкольника.
Положительное влияние занятиями логоритмикой позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, закрепить звуки с двигательными навыками, развить ребенка.
Нормализует психо-эмоциональное и физическое состояние ребенка.
Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок повторяет.
В зависимости от уровня подготовки ребенка упражнения усложняются.
2. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движения, которая помогает преодолеть речевые нарушения у дошкольника.
Положительное влияние занятиями логоритмикой позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, закрепить звуки с двигательными навыками, понять задание, проявлять себя творчески. В своих занятиях я включаю загадки, стихотворения, короткие сюжеты, практические приемы, игровые приемы.
Загадки
Загадки позволяют заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, ребенок сразу понимает, о чем идет речь.
Стихотворения
С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.
Короткие сюжеты
Проигрывая маленькие сюжеты (сказки, дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.
Практические приемы
Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.
Игровые приемы
Практически все задания по логоритмике построены на игре.
Использование биоэнергопластики в детском саду способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Подведя итог можно сделать вывод о том, что новые подходы, методики, технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе, к комфортному общению с окружающими людьми.