Светлана Пашкова
Тема опыта работы: «Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта работы :
«Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.»
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по этой проблеме, состоит в том, в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, Главными критериями которого названы социализация и индивидуальное развитие ребенка.
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Публикация «Тема опыта работы: „Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста,“» размещена в разделах
Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении
Актуальность работы заключается в том, что
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в той или иной игре. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети, играя, представляют, что они сильные, смелые, умелые, что и придает им сил для новых открытий.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить игра. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Поэтому роль игры во всестороннем развитии ребенка - дошкольника очень важна.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста,
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, компьютеры, планшеты, не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от нас воспитателей требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Моя цель состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает детей в течении всего пребывания в детском саду
Задачи
• Формирование системы научных знаний о природе и обществе;
• Развитие умственной деятельности : мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
• Воспитание познавательных интересов, любознательности;
• Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Что даёт игра детям?
Игра дает свободу.
Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
• Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
• Игра дает развитие воображения.
• Игра дает возможность развить свой ум.
• Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игровая деятельность включает в себя :
• Дидактические: на развитие внимания, логического мышления, памяти, зрения, слуха, различения формы, величины, ориентации в пространстве
• Сюжетно–ролевые
• Театрализованные: игры – инсценировки, игры имитационного характера с использованием пения и танцевально-ритмичных движений, игры-драматизации
• Режиссёрские
• Строительные
• Народные, хороводные игры
• Игры с песком, игры-исследования и игры эксперименты
• Подвижные
• Спортивные
В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Главная цель любой дидактической игры – обучающая
Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. При организации игры я особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.
Дидактические игры используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей
Проекты по дидактическим играм «Вместе весело играть», «Волшебный цветок» - позволили повысить эмоциональную заинтересованность каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Проводя дидактически направленные занятия, игры и упражнения. постепенно усложняю материал, развиваю восприятие детей, сообщаю им доступные сведения, формирую умения и некоторые важные качества.
Благодаря использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Сюжетно ролевая игра
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание.
Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости».
У современных дошкольников появились новые игровые роли : банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д. и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Банк», «Макдональдс» и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека,
Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада,
Главная задача сюжетно-ролевой игры насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной, эмоциональный атмосферы, развитие представлений об окружающем мире. Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы.
Подвижная игра
В этих играх учу детей сосредотачивать свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогают преодолеть рассеянность и быструю отвлекаемость. Дети накапливают двигательный опыт и постепенно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.
Подвижные игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку, Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей,
Особую группу составляют игры – забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение повеселить, позабавить детей, порадовать их.
Строительные игры
развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели, доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективной работы, ее пользу.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Электронные игры
Благодаря тому, что у нас в группе имеется интерактивный стол, применяю в работе с детьми, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.
Широко использую: игры – путешествия, интерактивные игры, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.
В своей работе применяю игровые технологии, такие как квест- игры. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, в игре стараюсь направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
С помощью Театрализованных игр увеличиваю словарный запас детей, учу диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делала я сама, а затем привлекала и детей.
Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
В группе есть много разновидностей театрализованных игр: настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, театр масок, игрушки – самоделки, теневой театр.
Театрализованную игру использую в любых видах деятельности детей, на любых занятиях
Игры с природным материалом. (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяю при проведении дидактических игр. Организую детей во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями.
В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы Развивается наблюдательность и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю, я продумываю процесс подготовки и проведения, подбираю дидактический материал, организую обстановку для игры, четко определяю свою роль.
Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Интерес к действию - основной фактор, который захватывает детей.
Дети любят экспериментировать. Для большей пользы, стараюсь не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.
Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение.
Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и развитию игровой деятельности;
В результате расширяется словарный запас, развивается культура речи. Но самое главное я являюсь образцом литературно правильной, образной и выразительной речи, потому что мой рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал, который станет для детей средством самовыражения в процессе игровой деятельности.
Детская игра всегда носит творческий характер
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство в частности детское рисование. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира.
Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Музыкальные игры развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей одной из задач, которую я ставила, выступает задача: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.
Разработанные мною рекомендации для родителей направлены на создание условий успешной организации игровой деятельности. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, праздниках, развлечениях, выставках.
Работа с родителями.
Родительские собрания
- организация различных мероприятий с участием родителей (конкурсные -развлекательные программы, досуги, развлечения и т. д.)
- -анкетирование.
- индивидуальные консультации, рекомендации;
- наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы);
Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Мы воспитатели должны выступать в настоящее время в несколько ином качестве, мы не только должны осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью детей, но и сами становиться ее активными участниками
Разработанная мною система работы, в которой я применяю игровую деятельность, позволила воспитать у детей уважительное отношение к окружающим, умение принимать участие в коллективных делах, наладить отношения детей со сверстниками,
• дети научились самостоятельно играть в уголке игр;
• дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;
• дети становятся менее застенчивыми, не боятся пользоваться любыми принадлежностями;
• благодаря совместной работе детей и родителей происходит развитие коммуникативных способностей;
• дети умеют действовать сообща, общаться в процессе игры
На основании собственного опыта я сделала вывод о том, правильно подобранная игра создаёт условия для обогащения активного словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность.
Таким образом, игра выступает, как самая важная деятельность, через которую я решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка-дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают
и приучают к здоровому образу жизни.