Галина Александровна Степанова
Информационно-коммуникационные технологии и области использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет проводился в форме деловой игры "Шесть шляп мышления". Мне предоставили возможность примерить белую шляпу и акцентировать внимание присутствующих на фактах: что происходит, что мы знаем и что делаем?
Эпиграфом к выступлению послужили слова д. п. н., профессора А. В. Могилева - автора учебников по информатике : «Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами, как один из инструментов познания окружающего мира. Причем инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в образование приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления»
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии и области использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Таким образом, нам предстоит определить сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» и выделить области использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении.
Рассмотрим нормативно-правовую основу данного вопроса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Главное в ФГОС – требования к условиям. Условия – это социальная среда развития ребенка. Поскольку мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно вошел в нашу жизнь, став необходимым и важным атрибутом жизнедеятельности, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС выходит на первый план.
Цитируем Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) :
«Воспитатель (включая старшего) должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;»
Таким образом, актуальным становится интенсивное внедрение в практику педагогическими коллективами ДОО инновационных технологий обучения и воспитания – информационно-коммуникационных.
Уточним понятие термина «технология». В общем смысле технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенным операциям, правилам, этапам.
Определение педагогической технологии официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США : «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».
Идея технологизации обучения актуализировалась в наше время с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
Прежде всего необходимо четко понимать, что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
• Информационные технологии – совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
• Коммуникационные технологии – процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.
Информационно-коммуникационные технологии предназначены для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.
В образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии и проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Это операционные системы, служебные, сервисные или прикладные программы.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты.
С появлением компьютерных сетей образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам : электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т. д. В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ: электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени: стало возможным проводить аудио и видеоконференции. Получило развитие такое средство ИКТ, как Интернет-телефония.
Существуют автоматизированные поисковые средства, поэтому становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Стоит отметить несколько основных классов ИКТ, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования – технологии видеозаписи и телевидение. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.
Области применения ИКТ педагогами ДОО:
1)ведение документации;
2)методическая работа, повышение квалификации педагога;
3)воспитательно-образовательный процесс.
Важно!
Использование ИКТ в ДОО не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
В завершении вышесказанного, хочется отметить, что технология обучения взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть педагогическое мастерство, которое проявляется в особенностях ее реализации. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Ведь недаром говорится: «Все новое – это хорошо забытое старое».
Информационно-коммуникационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создадут необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Ход выступления сопровождался просмотром презентации, по завершению которого все присутствующие педагоги получили информационный буклет.