Ирина Алфёрова
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.
Единый квалификационный справочник должностей предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Темочки:
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности дошкольной образовательной организации.
ИКТ в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах применения для совершенствования деятельности педагогов образовательных организаций (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Незаменимый в работе компьютер сегодня должен активно использоваться педагогами и специалистами для организации образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, презентации собственного педагогического опыта широкой аудитории.
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО не предусматривает обучения воспитанников основам школьной информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
- преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
- создание новых средств для развития детей;
- использование новой наглядности.
Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности ДОО, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа-занятий с применением мультимедийных презентаций. Она даёт возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
На данный момент в нашем ДОУ апробирована технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Мы применяем в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях, что позволяет нам:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;
• развивать память и концентрацию внимания, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе;
• развивать высшие психические функции – внимание, память, словесно-логическое мышление, эмоционально-волевую сферу дошкольников;
В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, созданных воспитателями самостоятельно и заимствованных из сети Интернет. Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается. Результаты проведённых занятий с применением мультимедийных презентаций, дают положительную динамику развития детей.
Воспитанники группы компенсирующей направленности с удовольствием индивидуально занимаются с учителем-логопедом по компьютерной программе «Игры для Тигры». К сожалению, не все дети имеют возможность заниматься на компьютере дома, поэтому на компьютерных занятиях в детском саду они помимо основной (образовательной) коррекционно-речевой деятельности знакомятся и осваивают компьютер, учатся обращаться с ноутбуком. Однако при организации работы ребёнка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме. Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение мы отдаём небольшим по объёму играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Мы считаем, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе с педагогами включает в себя: изучение информационно-методических и нормативных документов; проведение обучающих семинаров-практикумов с педагогами для детального изучения содержания образовательной деятельности с учётом требований ФГОС ДО; организацию семинаров-практикумов по реализации образовательных областей ; для повышения педагогической компетентности, организацию видео-сеансов обучающих семинаров по введению ФГОС ДО; организацию методических мероприятий с использованием мультимедийных презентаций; проведение тестирования, анкетирования и деловых игр посредством мультимедиа; ведение документации (планирование, отчётность, аттестация); распространение и внедрение педагогического опыта; изучение материалов по аттестации педагогических кадров и др. Для демонстрации умения педагогов работать в программе Рower Рoint ежегодно на итоговом педсовете предлагаем презентацию анализа работы за год, а также проводим педагогические советы-конференции по обмену опытом с использованием видео-презентаций.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОО с родителями – это внедрение методов активизирующего общения, демонстрация успехов и достижений как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом. Используемые нами формы : страница на сайте МБОУ «СШ №3 г. Вельска»; презентация организации работы ДОУ на общих родительских собраниях и каждой конкретной группы (на групповых, презентация успехов детей; закрытая группа «Радуга» в социальной сети (в Контакте, где происходит информирование родителей о мероприятиях, планируемых в ДОУ, обсуждение успехов того или иного мероприятия, обмен опытом и взглядами на конкретные темы, предложенные к обсуждению как родителями, так и педагогами. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать родительские собрания более интересными и информативными. Благодаря мультимедийным презентациям, педагоги имеют возможность представить в ходе группового родительского собрания не только основные теоретические сведения, но и наглядно продемонстрировать фрагменты организованной и самостоятельной детской деятельности, проведённых мероприятий в группе и ДОУ.
Безусловно, у нас имеются и трудности в применении информационно-коммуникационных технологий : во-первых, не все педагоги достаточно хорошо освоили компьютер, во-вторых, недостаточно лицензионных программ для осуществления деятельности, в-третьих, слабая материально-техническая база (нет интерактивного оборудования, группы не оснащены компьютерами или ноутбуками, педагоги работают на личных). Но мы стремимся к преодолению данного рода трудностей, поскольку, чтоб «шагать в ногу со временем» использование информационно-коммуникационных технологий для педагогов как прогрессивных представителей общества просто необходимо.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе даё т нам следующие возможности:
• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, даёт возможность самопроверки.
• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества
обучения детей.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
• Тесный контакт в цепи педагог–ребёнок–родитель.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно
экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счёта и т. п., развития
творческих способностей дошкольников.
• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов
информации в текстовой и образной форме.
Таким образом, использование ИКТ в ДОО является обогащающим и преобразующим фактором.
Список литературы:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. : ТЦ Сфера - 2014.
2. Березкина А. В. Организация конкурса мультимедийных презентаций в ДОО// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №12. - с. 24–28.
3. Ерыкова Н. А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №5. - с. 48-55.
4. Информационно-методические письма Минобразования №65/27.16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», и №75 3/23 «Об информатизации дошкольного образования в России».
5. Кулаева А. В., Хохлова Л. А. ИКТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №10. - с. 12-19.
6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: detsad52.ucoz.ru