Ирина Александровна Безрукова
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями
«Каждый участник образовательного процесса сам решает,
идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.
Любой современный человек не представляет свою жизнь без компьютера, мобильного телефона, сети Интернет. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям (далее – ИКТ, проникающим во все сферы нашей жизни, мы получаем и передаем информацию, совершаем покупки и т. д. Несмотря на опасения, что подобные нововведения лишают людей возможности очного общения, при грамотном использовании ИКТ можно обеспечить эффективное взаимодействие в духе времени. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно–образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях. Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В последние годы произошло стремительное развитие информационно- коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования ИКТ. Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федерального государственного образовательного стандарта, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.
Публикация «Статья „Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без ИКТ. Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
ИКТ применяются в детском саду в следующих направлениях:
в процессе взаимодействия с родителями;
в работе с педагогами;
в непосредственно-образовательной работе с детьми.
Многие родители выражают желание участвовать в управлении, оказывать влияние на работу детского сада и принимать участие в непосредственно образовательной деятельности как полноценные участники педагогического процесса. Но в силу занятости реализовывать желаемое на практике получается не всегда. При этом время на общение с друзьями в социальных сетях, просмотр фотографий и различных сайтов, как ни парадоксально, у них находится.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ для взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. Посредством этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать не пассивную, а активную позицию в отношении детского сада. Для этого создается официальный сайт дошкольного учреждения, который является визитной карточкой детского сада. С помощью информации, размещенной на сайте, родители знакомятся с особенностями работы ДОУ, его специалистами, программами, которые они реализовывают. У них складывается впечатление и представление о деятельности и атмосфере, созданной педагогическим коллективом в детском саду.
Что именно интересует родителей? Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что современные папы имамы, открыв сайт ДОУ, хотят видеть там следующее:
- режим работы детского сада;
- правила приема детей в ДОУ;
- информацию об администрации;
- нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность ДОУ;
- нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения между детским садом и родителями;
- фотографии педагогов, информацию о них (образование, профессиональные достижения);
- фотографии групповых помещений и предметно-развивающей среды;
- фото и видео с мероприятий, проводимых в ДОУ;
- ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Кроме того, многие хотели бы совершить виртуальную экскурсию по детскому саду, почитать отзывы, посмотреть творческие работы воспитанников, ознакомиться со свежими новостями. Из всех этих элементов складывается первое и очень важное впечатление о ДОУ.
На официальном сайте ДОУ важно разместить:
- форум, на котором родители смогут свободно общаться с педагогами и друг с другом, предлагать решения проблем, задавать интересующие их вопросы, дискутировать на актуальные темы;
- консультации специалистов, которые позволят повысить педагогическую грамотность родителей путем дистанционного общения, взрослые смогут оперативно находить способы решения воспитательных задач;
- электронные опросы, тесты, анкеты.
В будущем нам хотелось бы создать сайт именно нашего детского сада № 26, где бы были официальные сообщества ДОУ и сообщества группы детского сада позволило бы родителям быть постоянно в курсе событий, просматривать вечером новости на своей странице.
На странице сообщества группы могли бы быть представлены:
-фотографии детей в ходе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов;
-поздравления с днем рождения;
-выставки электронных рисунков;
-ленты с обсуждением вопросов, актуальных для группы;
-рекомендации конкретным родителям, отправленные личным сообщением;
-смешные высказывания детей;
-информация об удачах, личных достижениях воспитанников;
-план работы на год;
-объявления о предстоящих мероприятиях и т. д.
Преимуществом создания сообщества для педагогов является возможность отследить посещаемость, читаемость и активность родителей.
Сегодня ни одно родительское собрание в нашем детском саду нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных фотопрезентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям наш детский сад имеет возможность демонстрировать родителям слайд-шоу о жизни детей в детском саду, о реализации проектов и др. Очень интересны материалы, созданные нашими воспитателями для проведения совместных образовательных мероприятий с детьми и их родителями, разработанные в программе PowerPoint.
Такой способ проведения родительских собраний позволил наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время его ребёнка в детском саду. На групповых родительских собраниях транслируются и готовые видеоролики на тему «Мы выросли» (воспитатель Савина О. А, проект сюжетно – ролевой игры «Доктор» (Никитина Т. М.) – такая форма позволяет охватить практически всех родителей. Ведь видеоролик можно распространить среди родителей на цифровых носителях. Использование видеоролика на собрании делает его более эстетичным, родители могут воспринимать информацию визуально.
Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск газет, папок – передвижек, ширм, разработанных в программах MicrosoftOfficePowerPoint. Регулярно педагогами нашего детского сада выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с тематическим содержанием. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Особой популярностью по информированию родителей о работе детского сада пользуются буклеты. Педагоги стараются подбирать именно тот материал, который будет необходим в дальнейшем воспитании детей, и обладать не только информационно-познавательной, но и практической ценностью. Изготовление буклетов не требует особых затрат, и при этом они достаточно информативны. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского сада.
Использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все больше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ.