Елена Каргина
Методические аспекты работы логопеда ДОУ по применению информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Методические аспекты работы логопеда ДОУ по применению информационно-коммуникационных технологий
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии.
Публикация «Методические аспекты работы логопеда ДОУ по применению информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Разработанные нормативные документы определяют следующие функциональные обязанности дошкольного логопеда : диагностический отбор детей для обучения в специальных условиях, оказание специализированной помощи проблемным детям, помощь воспитателю в создании оптимальных условий для таких детей, разработка инновационных логопедических технологий, организация просветительской и консультативной помощи педагогам, родителям и т. п.
Использование современных информационных технологий в обучении и развитии дошкольников является на сегодняшний день одним из приоритетных и широко изучаемых направлений. Ряд исследователей в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития ребенка.
Благодаря названным концептуальным положениям определена общая стратегия логопедического воздействия применительно к детям с трудностями в овладении родным языком – формирование целостной личности ребенка – личности, способной решать задачи самообучения, самосовершенствования, самоадаптации на всех возрастных этапах. Установлены характеристики логопедического воздействия : во-первых, антропоцентрический и коммуникативно-деятельностный характер; во-вторых, социогенный и психогенный характер;
в-третьих, коррекционно-компенсирующий и образовательно-развивающий характер; в-четвертых, ориентация на формирование целостной совокупности качеств личности учащегося; в-пятых, практико-ориентированный характер;
в-шестых, доминирование активных методов. Выделенные характерологические особенности детерминируют дошкольным логопедом учет общих дидактических и специфических принципов логовоздействия в соответствии с предполагаемой индивидуальной программой – выбором оптимального образовательного маршрута для каждого ребенка.
В соответствии с задачами исследования выпускной квалификационной работы в аспекте выявления эффективных моделей использования компьютерных технологий были проанализированы издания учебно-методического характера, освещающие организацию и содержание деятельности дошкольного логопеда, более подробно. Результаты позволяют констатировать, что работы, отвечающие последним достижениям прогресса компьютерных технологий, единичны.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией
с помощью современных технических средств. Это ещё одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий
в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии
с требованиями ФГОС: к числу современных образовательных технологий относятся информационно-коммуникационные технологии. В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3.3.4. говорится о том, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий детей; возрастное соответствие; занимательность.
Преимущества компьютера: информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий : недостаточная методическая подготовленность педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях; бесплановость, случайность применения ИКТ; перегруженность занятия демонстрацией.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ: работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование. Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность. Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.
Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.
Задачи, решаемые в процессе использования ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях: в последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения.
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
– ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе;
– знакомство детей с компьютерными программами;
– преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
– формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Коррекционно-образовательные задачи:
– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
– формирование и развитие навыков учебной деятельности.
Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий с соответствии с требованиями ФГОС:
1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. В настоящее время выбор компьютерных игр для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
3. Разработка технологии с включением информационно-коммуникационных технологий по какой-либо из образовательных областей.
Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда : информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность: оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т. д.); создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения; использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований; использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в дошкольной образовательной организации, брошюры, буклеты и информационные стенды;
В данном случае информационно-коммуникационные технологии являются средством создания, хранения информации и инструментом её обработки. С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и методических материалов можно создать медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно-развивающее направление. Компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.
Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми; находить нужные материалы для работы; презентовать себя в Сети, вести личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения; участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах; повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий, участия в работе сетевых сообществ.