Ирина Кулагина
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной компенсирующей группе «Математика в логопедии»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней это, прежде всего приобщение к культурным ценностям и ее роль в развитии личности растущего человека, чрезвычайна важна. Кроме того, благополучие личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д. Математика дает огромные возможности для развития мышления.
Публикация «Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной компенсирующей группе „Математика в логопедии“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации логопеда для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Развивать мышление следует в комплексе с речью. Но известно, что у детей с ОВЗ, в том числе и с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные причины функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Общее недоразвитие речи – системное нарушение, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. Обучение дошкольников в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей артикуляционной моторике. Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждой деятельности, в том числе и математики.
Главная задача ФЭМП – развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связанно с формированием у них «стойких» познавательных интересов. Осознанное усвоение детьми знаний предполагает непосредственное активное участие в этом процессе воли и чувств.
Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлен на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность использовать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленных целей.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также формы подачи, которые способны вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Форма образовательной деятельности должна быть подвижной и меняться в зависимости от познавательных задач.
Обучение в логопедических группах наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми, помогают решить практическую задачу.
Для повышения уровня сформированности математических представлений в логопедических группах должна быть организованна система работы, как с детьми, так и с педагогами и родителями. Систематическая, последовательная работа, с учетом индивидуальных и специфических речевых особенностей детей, положительно влияет на уровень развития элементарных математических представлений у детей в логопедических группах.
Наиболее эффективными методами и приемами являются организованная образовательная деятельность, во время которой используется наглядный, раздаточный, демонстрационный материал.
Для закрепления полученных знаний, наиболее эффективны дидактические игры.
Дидактические игры способствуют развитию интереса, к созданию у детей эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшают общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Я работаю не только над постановкой звуков и развитием речи, а также всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я могу помочь в умственном воспитании и развитии интеллекта у детей.
Итак, какие же мероприятия я провожу для развития математических способностей у детей?
Лексическая тема, посвящённая математике : «Цвет. Величина. Форма». В рамках этой недели мы закрепили знания детей о самых основных цветах, формах, величинах. На занятиях составляли предложения со словами по теме, соотносили цвет карандаша с названным устно, считали количество букв, звуков, слогов в словах, количество слов в предложениях. Эта работа ведётся систематически, но в той неделе был сделан максимальный уклон в эту сторону.
Дидактические игры.
1. «Счёт 1 – 2 – 5». Игра на согласование существительных с числительными. Эта игра проводится как на фронтальных занятиях по лексической теме, так и на индивидуальных занятиях на определённый звук. Задание усложняется, когда к существительному мы добавляем прилагательные (цвет, величина, форма).
Например: 1 бегемот – 2 – 5. Затем добавляю вопрос – какой бегемот? 1 большой бегемот – 2 – 5. И тд.
2. Логическая игра «Лягушка». Ребёнку даётся карточка с заданием, которое он должен выполнить на Лягушке. Параллельно с выполнением я успеваю проверить знание названий цветов, счёта, формы. Тренируется умение составлять предложения с использованием слов – затем, после, перед.
3. Игра «Посчитай и соотнеси». В зависимости от лексической недели задания меняются, суть та же. На картинке определенное количество предметов, а рядом цифры. Нужно посчитать их, и найти цифру, которая обозначает это количество.
4. Развитие графомоторных навыков. Очевидно, что дети, идя в школу, уже должны уверенно держать ручку и карандаш в руках. Поэтому систематически проводятся письменные работы. Вы уже знаете про тетради Н. В. Нищевой, которые мы постоянно используем на занятиях.
5. Также у нас есть тетради, в которых мы набиваем руку вне зависимости от лексической недели и буквы. Это тетради по развитию графомототорных навыков. Здесь мы учимся дописывать строчку по образцу. Но также в ней мы проводим очень важные и сложные графические диктанты. Сейчас уже без интернета никуда, поэтому на своих занятиях привлекаем задания интернет – ресурсов. Предлагаю сейчас вам выполнить одно задание. Параллельно оно выполняется на доске, затем дети могут сравнить свою работу с образцом.
https://grafdiktant.ru/popugaj/
что же развивает графический диктант? Во – первых, умение считать, во – вторых, ориентироваться на плоскости листа вправо – влево, вверх – вниз, в – третьих, фантазию и воображение. Я никогда не говорю, кого мы будем писать, дети должны догадаться сами, а при желании могут дорисовать необходимые, на их взгляд, детали.
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, и является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника.
Вы, как родители, тоже можете, не имея специальных навыков, тренировать детей в математических навыках. Постоянно тренируйте право – лево, потому что очень часто встречаются такие ошибки. Просите посчитать сдачу, когда придёте домой из магазина. Проверено, что деньги дети научаются считать гораздо быстрее простых задач.
Желаю вам и вашим деткам успехов в освоении такой сложной, но очень интересной и важной науки, как математика!
Список литературы:
1. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991.
2. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160с.
3. Демина Е. С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера,2009. – 128с.
4. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1998.
5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М. : «Гном-пресс», 1996. -125с. : ил.
6. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной группы по лексичексим темам. - СПб. "Детство-Пресс", 2001.
6. Носова Е. А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л. : 1990г. стр. 24-37.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил.
8. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987. – 97 с. : ил.
9. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М. : Просвещение, 1988.
10. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М. : Просвещение, 1981.
11. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989.—223с. : ил.
12. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М., 2000. – 314 с.
13. https://grafdiktant.ru/popugaj/